Занятная статья в мартовском ЗР (03/2008). "Какой вязкости выбрать моторное масло?".
Основные постулаты.
Моторное масло очень плохо проводит тепло, поэтому слишком вязкое масло может привести к прегреву поршней (тепло плохо отводится от поршней).
Зимой температура масла ниже на 20..40 градусов.
Как известно, класс вязкости определяется по двум значениям, напр., 5W-40. Первое - с буквой W - уровень вязкости на холодном двигателе - определяет насколько масло будет "дубеть" при низких температурах (чем меньше число, тем оно жиже в морозы). Второе - определяет насколько оно будет густым на горячем движке (чем выше число, тем гуще масло при данной температуре).
Выводы такие. Первое значение в классе вязкости важно только при пуске холодного движка. Чем число ниже, тем лучше для движка при пуске в морозы. А вот со вторым значением чуть сложнее. Зимой рекомендуют снижать это значение на 10 единиц по сравнению с летним маслом, чтобы маслице было пожиже (температура движка зимой ниже) - например, 0W-30 для зимы. На лето пойдёт и 10W-40.
Для себя думаю не заморачиваться на это. От Европы до Урала пойдет на любой сезон 5W-40.