По данным государственного информагентства БелТА, главе Белоруссии пришлось отвечать в основном на вопросы, связанные с процессом урегулирования ситуации на Украине после достижения минских соглашений в «нормандском формате».
«Больше всего меня настораживает то, что к минским соглашениям, которые случились вот здесь, этажом ниже, к этому процессу открыто не были подключены Соединенные Штаты Америки, – заявил президент Белоруссии. – Я считаю, что без американцев в Украине невозможна никакая стабильность. И встречаясь в последнее время с представителями Соединенных Штатов Америки, официальными представителями, которые у нас бывали, я настоятельно доводил до них эту точку зрения, заявляя о том, что я не знаю, чего хотят американцы здесь, в Восточной Европе, в Украине в частности, но если американцы хотят, чтобы здесь был мир и стабильность, они немедленно должны подключиться к этому процессу».
Также Лукашенко рассказал Bloomberg о роли ведущих мировых игроков в урегулировании украинской ситуации и в поддержании военно-политической стабильности в мире в целом.
«С одной стороны, данные заявления – логическое продолжение нынешней нормализации отношений Белоруссии с Западом. С другой стороны, белорусский лидер честно высказал свою позицию по урегулированию конфликта на Украине, – говорит эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. Вмешательства США уже давно ждут все страны-соседи Украины. Потому что беззубая политика Европейского Союза беспокоит элиты этих стран, которые чувствуют себя незащищенными перед агрессией с Востока. Но ни в коем случае не стоит искать в этих заявлениях смены курса белорусской политики, альтернативы российской экономической помощи для белорусских властей пока нет».
Вероятно, главная цель белорусских властей сейчас – найти деньги для стабилизации экономики в преддверии выборов президента, которые назначены на 15 ноября этого года.
Предыдущие выборы были фактически профинансированы МВФ, который в 2009 году выдал Белоруссии льготные кредиты stand-by. Произошло это после того, как Александр Лукашенко, несмотря на давление Кремля, отказался признать независимость Абхазии и Южной Осетии.
Получить необходимые ему деньги белорусский лидер пытается одновременно со всех направлений. Лукашенко дает понять Кремлю, что если он не поможет сейчас, в трудную минуту перед выборами, то в дальнейшем развитие ЕАЭС – главного геополитического проекта – может затормозиться.
Недавно в Астане белорусский президент недвусмысленно намекнул: «Темпы негативные накапливаются, и многое зависит здесь от Российской Федерации, мы втроем должны найти выход из этого положения так, чтобы наш союз оказался и дальше привлекательным, чтобы люди видели, что у нас положительная динамика, хотя бы внутри нашего союза».
А назначая 16 марта посла Белоруссии в Молдавии, Александр Лукашенко заявил, что у властей этой страны нет лучшего варианта, чем вступить в ассоциацию с Евросоюзом. «Молдова избрала свой путь, ничего не поделаешь. На месте Молдовы трудно было бы избрать другой путь», – сказал Лукашенко. Хотя он, конечно, прекрасно знал, что именно договоры об ассоциации постсоветских стран с ЕС вызывают особо острую аллергию у Кремля.
Одновременно с начала этого года белорусский МИД развернул колоссальную активность, стараясь в авральном порядке наладить отношения с Западом.
Белорусские дипломаты делают все, чтобы добиться приглашения Александра Лукашенко на саммит Восточного партнерства в Ригу в мае. Переговоры с Евросоюзом идут активно на всех уровнях. Лукашенко не так давно встретился с заместителем генсекретаря Европейской службы внешних действий Хельгой Шмид. При этом обсуждалось не только улучшение взаимных отношений Белоруссии и Европы, но и «создание единого экономического пространства между Лиссабоном и Владивостоком».
Замминистра иностранных дел Белоруссии Елена Купчина провела переговоры с «делегацией дипломатов высокого уровня» стран ЕС – Венгрии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Польши, Словакии, Швеции и Чехии. Речь шла как раз об участии главы Белоруссии в саммите Восточного партнерства в Риге. То есть - о снятии запрета на въезд в ЕС для Александра Лукашенко и других высокопоставленных чиновников.
Со Штатами белорусский МИД налаживает отношения удивительно быстрыми темпами: так, с белорусского госпредприятия «Белоруснефть» были сняты американские санкции. Снят запрет и на импорт высокотехнологичного оборудования из Северной Америки. Идут переговоры о возвращении в Минск посла США, который был выслан из Минска еще в конце 90-х.
Еще один эпизод, который явно раздражает Россию – рост влияния католицизма в Белоруссии.
Несколько дней в Минске провел второй человек в Ватикане, государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин. По словам кардинала, во время его переговоров с Александром Лукашенко, премьер-министром Андреем Кобяковым и министром иностранных дел Владимиром Макеем речь шла, в частности, о нормализации отношений Минска и Запада. «Из того, что я видел, можно говорить о стремлении со стороны белорусских властей к большей открытости в отношении к Евросоюзу, остальному миру», – заявил Паролин. Кроме того, Лукашенко официально пригласил приехать в Минск Папу Римского – это при том, что РПЦ считает Белоруссию зоной своего исконного влияния.
http://www.msn.com/ru-ru/news/featured/%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BB-%D0%BF%D0%BE-%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8/ar-AAahagR?ocid=UP97DHP