Попробую внести свои 5 копеек в копилку информации. Пробег 78500. Авто - сентябрь 2007 от Автотора (по VIN- раньше). С осени обратил внимание, что при пуске мотора (после простоя в несколько часов) первые 1-2 сек слышен неприятный звук. Как оказалось - идет процесс натяжения цепи. Кстати, подобный звук наблюдал при пуске при замене масла.
Сегодня вскрыл клапанную крышку. Цепь висит. Планка храпового механизма выдвинута на 4 зуба. При несильном нажатии на башмак натяжителя утапливался только шток гидравлического натяжителя (до упора в планку храпового механизма). Отверткой (пришлось приложить некоторое усилие) выдвинул планку на один зуб. Ощутил щелчок храповика. Усилие хода гидравлического натяжителя не изменилось. Провис цепи уменьшился, планку храпового механизма утопить не удалось.
Затем решил проверить совпадение меток на распредвалах. Провернул коленвал вручную примерно на 1,5 оборота до совмещения меток. Совпало. При этом цепь гидравлическим натяжителем натянулась очень хорошо.
Примерно за час натяжение цепи не изменилось (пока чистил прокладки и т.д.). При первом пуске знакомый звук натяжения цепи практически отсутствовал. С утра еще проверю.
Судя по всему цепь удлинилась незначительно.
Следует отметить, что все работы проводились на улице (0- -2С) на теплом движке - почти сразу после поездки.
По моему разумению, в данном конкретном образце натяжителя, проблема в пружинном натяжителе и залипании храпового механизма. Либо только - в храповом, а пружинный - следствие.
Поведение натяжителя очень похоже на val.1082.