Отпишусь о ходе очередных исследований описываемой проблемы. То, что это звуки детонации я ничуть не сомневаюсь и буду отталкиваться от этого.
Мне не давали покоя мысли о бедной смеси и неправильной корректировке угла опережения зажигания. Поэтому попробую подитожить то, что касаемо детонации:
Основные причины, приводящие к детонации на моторе без распределителя зажигания и имеющего датчик положения коленвала и датчик давления во впускном коллекторе МАР, следующие:
1. Угол опережения больше необходимого
1.1. Метка ВМТ для датчика колена смещена по какой-либо причине
1.2. Некорректные данные для расчета угла опережения
1.1.1. По оборотам — обороты мотора по датчику колена не соответствуют фактическим.
1.1.2. По нагрузке — сигнал МАР не соответствует фактической дорожной нагрузке. Например, забита трубка к датчику, разрежение во впускном коллекторе меньше, чем у исправного мотора (хуже продувка) по причине неэффективности системы зажигания, неправильных фаз газораспределения, дополнительного сопротивления на впуске или на выпуске.
1.1.3. По температуре (датчик температуры дает заниженную температуру)
1.2. Дефект ЕСМ
2. Скорость горения смеси выше расчетной
2.1. Бензин с низким октановым числом
2.2. Обедненная смесь
2.3. Степень сжатия выше нормы
2.4. Локальный перегрев стенок камер сгорания вследствие ухудшения теплообмена из-за нагара или снижения эффективности работы помпы.
Начнем с зажигания. Сразу оговорюсь, что я не снимал клапанную крышку, не проверял метки ГРМ и метку ВМТ для датчика коленвала. Потому что, мне кажется, что во-первых у меня не хватит на это прямоты рук, во-вторых - это достаточно недешевая операция, по крайней мере у дилера, и самое главное - в-тетьих, мне кажется что там все в порядке с этим, потому что звуки начались у меня с 5 тыс пробега или прямо с салона, при таком пробеге трудно поверить, что цепь могла прескочить на зуб или на конвеере что то напутали с метками. К тому же на этом форуме много людей у которых подобная проблема, как при 100 тыс км пробега, так и при паре недель владения новой машиной (к примеру с форума соляриса). Хотя метки глянуть нужно, конечно

Пару дней назад я решил снять фишку с датчика положения распределительного вала. Он находится в правой верхней части двигателя прямо над блоком дроссельной заслонки. И чудо! Детонацию, как рукой сняло. Проехал пару км, послушал - продолжительной детонации нет. Слышны пару стучков, да и то только на 4 и 5 передаче. Короче, с отключенным датчиком - почти также как и на холодную, т.е. вполне нормальная работа мотора с учетом того, что бензин АИ 95 и включен компрессор кондиционера. Подлючил обратно - загремело, начиная со второй. С отключенным датчиком распредвала, чек не загорается, но ошибка прописывается, мотор работает нормально, особой тупости не заметил, но по ощущения приемистость теряется, расход на первый взгляд не увеличился, запускается двигатель нормально, но как мне показалось на секунду-пол дольше, чем с подключенным датчиком, но это вполне очевидно.
Теперь теорияДатчик положения распределительного вала (фазы) - ДРВ - предназначен для определения момента нахождения поршня 1-го цилиндра в верхней мертвой точке при такте сжатия. У нас установлен датчик положения распределительного вала индуктивного типа. При вращении впускного распределительного вала выступы на его передней шейке изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока. ЭБУ обрабатывает этот сигнал и выдает команду на впрыск топлива форсункой 1-го цилиндра. Дальнейшая подача импульсов на форсунки осуществляется в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Если ДРВ или его электрические цепи неисправны, то ЭБУ переходит на резервный режим работы. При котором, как мне кажется,
управляющая программа переходит на реализацию попарно-параллельного впрыска топлива, вместо попарно-последовательного (фазированного) и
по идее 
отключается управление изменением фаз газораспределения в зависимости от режима работы двигателя.
Так ли это? именно в нашем моторе, и действительно ли отключается CVVT?
Ходят слухи, что пока двигатель не вышел на рабочую температуру используется попарно-параллельный впрыск (поэтому на холодную нет звуков) или же пока двигатель не прогрет - не задействована система CVVT - поэтому звуков тоже нет. В этом и заключается основная загвоздка

Дальше я взял ноут, адаптер, выбрал прямой участок дороги, залил обычный АИ 95.
Моменты на графиках - это прямой участок дороги, полностью прогретый мотор, 4 передача, обороты КВ в районе 2000, т.е. те самые моменты, когда и проявляется детонация.
На 1 графике видно, что, когда датчик положения распредвала
подключен - угол опережения зажигания ~40-42 градусов. Т.е. первая причина детонации -
Угол опережения больше необходимогоНа 2 графике, датчик распредвала
отключен - угол опережения зажигания ~28-30 градусов.
Детонации нет.
Если у кого нить есть адекватные комментарии с нетерпением готов их услашать и обсудить. Реально мне не хватает теории и совсем нет практики (моя профессия совсем не связана с машинами), чтобы додумать что тут к чему

Датчик положения распредвала стОит на экзисте около 5 тыс рублей. Стоит ли его заказывать вслепую?
Датчик подключен
Датчик отключен