Да, возникший вдруг инсайд о том, что зимой «Спартак» намерен поменять Массимо Карреру на некоего российского специалиста, дезавуировали сначала Андрей Федун, член совета директоров, а потом и Леонид, первое лицо клуба. Вряд ли припомнишь какой-то другой повод, который вынудил бы братьев к такому дружному выступлению. То есть Карреру ценят. Но это только с одной стороны. С другой – «Спартак» продолжает оставаться «Спартаком».
Появлению такого слуха клуб обязан собственной репутацией. Трудно представить, к примеру, что после трёх поражений пойдёт разговор об увольнении Слуцкого. Потому что каждому будет очевидна его надуманность: ЦСКА нервных решений не принимает. «Спартак» же приучил к тому, что от него всегда можно ждать чего угодно. Логикой, последовательностью, терпением красно-белые давно себя не обременяют.
Да и грань между чёрным и белым в этом клубе иной раз почти неуловима. Вот, допустим, говорит сейчас Андрей Федун о критериях оценки работы Карреры:
«Он отвечает за результат своей головой. Команда на первом месте – замечательно, на втором – прекрасно, на третьем – отлично, на четвёртом – не очень».
Заглядываем после этого в таблицу и видим, что разница между первым местом и четвёртым – три очка, цена одного матча. И в ближайшем туре «Спартаку» играть как раз с четвёртой командой чемпионата – «Ростовом». То есть поражение почти наверняка будет означать для красно-белых резкий турнирный откат. А впереди, через тур, ещё матч с ЦСКА. И если к исходу октября «Спартак» окажется там, где сегодня «Ростов», станут ли братья опровергать слухи с нынешним пылом?
В «Спартаке» меняются публичные фигуры – исполнители, а непубличные – принимающие решения – остаются на своих местах. Смена Аленичева на Карреру на самом деле в клубе не поменяла ничего. И нынешнему тренеру было бы полезно иметь в виду впечатления предыдущего. К примеру, вот такую реплику Дмитрия Анатольевича:
«Был расстроен и удивлен тем, что увидел. Я хотел родной «Спартак» поднять на другой уровень и, считаю, сделал всё, что мог. Но одно дело, когда у тебя есть помощь хотя бы с одной стороны. Другое дело, если работаешь и не понимаешь, кто тебе поможет, а кто подставит».
Откровения бывших всегда познавательны. Из прозвучавших недавно заслуживают внимания и слова 23-летнего Александра Козлова – ныне игрока «Факела», а до недавних пор потенциальной звезды «Спартака». Вот, допустим, о стиле руководства:
«В «Спартаке» вообще полный хаос творится. Во всех областях. И в руководстве, где сидят люди, далекие от футбола. <…> Не знаю, в курсе ли того, что происходит, Федун».
Или о полномочиях Сергея Родионова:
«Ставить гендиректором человека, который сам не принимает решения, смешно. Решают там другие люди».
Только по крайней наивности можно посчитать, что всё это не имеет отношения к Массимо Каррере. Потому что его судьбу будут решать те же господа – невидимые и непредсказуемые. Про которых никто не знает, помогут они или подставят.
Хотя за итальянца, конечно, «Спартак» должен держаться. Пока его появление выглядит настоящим подарком судьбы. Он как островок здравого смысла в кипящем красно-белом котле.
Кажется, в своём лагере Каррера оказался единственным, кто не попал в плен судейского психоза по итогам недавнего визита в Санкт-Петербург. Его оценка матча, причём по горячим следам, оказалась до неприличия взвешенной:
«Судейство бывает и в нашу пользу, и против нас. Сегодня мы играли с очень сильной командой, это самая сильная команда в чемпионате. <…> Мы играли до счёта 3:2, а потом разнервничались».
Кто ещё из спартаковцев поражение от «Зенита» оценил в подобной тональности? Со своим стремительно взлетевшим авторитетом Каррера мог стать флагом красно-белой фронды, но от этой роли самоустранился.
Хотя кто знает, как в самом клубе было воспринято столь вопиющее расхождение с общей линией. И нужен ли «Спартаку» такой независимо мыслящий тренер. Не исключено, кто-то из невидимых вообще истолковал эту историю как тест на соответствие клубному духу, который Каррера не выдержал. И если так, тогда слухи об отставке не стоит считать совсем уж пустыми.