Подытоживая написанное ранее, опишу, с вашего позволения, сценарий развития поломки натяжителя: в момент очередного перемещения зубчатой рейки, вызванного движением выталкиваемого давлением масла плунжера (но не пружины, как тут некоторые пишут), произошло заклинивание собачки храповика в верхнем положении, и после остановки двигателя плунжер, а за ним и рейка, втянулись внутрь корпуса. И пробыли они в таком положении до сегодняшнего дня, пока их не расшевелил горемыка ПАН.
Но, скорее всего, это всё происходило в момент запуска двигателя: заклинило собачку, цепью резко сдвинуло рейку с плунжером внутрь, цепь перескочила, а рейка осталась во втянутом положении (её тоже конкретно заклинило) и не давала выдвинуться плунжеру.
Теперь вопрос: что же могло их всех так безумно клинить? Не масло ли? А точнее - его отложения.