давненько тарахтит мотор.... с 40 тык. зазоры клапанов проверял неоднократно. сейчас пробег 99 тык.
почитав данный топик, решил проверить натяжитель...
снял крышку мотора.... да, знаю, отложений многовато... масло - только шелл (один раз нарвался на левак), но теперь меняю чаще, чем раз в 15 тык.

в районе натяжителя - на крышке потеки масла


цепь была отлично натянута, без провисаний.
посмотрел на натяжитель... порадовался, что зубьев видно всего три-четыре (хрен разберешь)... но решил подергать... всунул отвертку и.... услышал щелчок! храповик вышел еще минимум на зуб!
извратился и нафоткал натяжитель:



если приложить усилие на башмак, то он имеет еще миллиметра три хода....
собрал мотор (заодно промыл форсунки и заменил свечи). работает ГОРАЗДО тише!
тракторный звук практически исчез.... но стало постукивать уже через минуту работы мотора...
однако раньше, при подгазовке на холодную, раздавался грохот, как на жигулях с ослабленной цепью (да, чуду российского автопрома я отдал 8 лет своей жизни, изучив вдоль и поперек).
мой вердикт - цепь на замену... буду менять и натяжитель.
пы.сы. мне кажется, или вот этого синего кольца быть не должно??

перегрев?