Сергиев Посад
Райцентр в Московской области, знаменитый расположенным в нем величайшим в России монастырем - Троице-Сергиевой Лаврой.
Население города - более 100 тысяч человек. Развиты промышленность, наука и туризм.
Как добраться:Из Москвы электричками с Ярославского вокзала или автобусами с Щелковского автовокзала. На Автомобиле - по Ярославке и далее по указателям по прямой, не заблудитесь.
Сергиев Посад находится всего в 71 километре от Москвы, что во многом определяет его сегодняшний облик. Сюда ходят многочисленные электрички, привозящие толпы туристов. И не случайно, поскольку посетить этот город необходимо, ведь в нем находится одна из крупнейших достопримечательностей России - Троице-Сергиева лавра. Впрочем, было бы несправедливо говорить, что все достопримечательности города находятся внутри монастырской стены. В "посадах" попадаются отдельные церкви и старые дома. Сам город сильно разбросан, многие его кварталы отдалены друг от друга. Это, очевидно, следствие развития его из нескольких посадов, окружавших лавру со всех сторон. Многие районы города даже называются поселками: Скобяной поселок, Лакокрасочный, Афанасовский и даже Птицеград, что также подтверждает выдвинутую теорию.
Сергиев Посад расположен таким образом, что именно с него удобно начинать знакомство с богатым достопримечательностями районом Золотого Кольца. Можно порекомендовать потратить день на осмотр лавры, а к вечеру двинуться дальше на север, в Переславль, где город спокойнее, цены ниже, и все как-то располагает к ночному отдыху.
Основание Троице-Сергиева монастыря (примерно 1345 год) совпало по времени с эпохой освобождения русского государства от монголо-татарского ига. Основателем являлся ростовчанин Варфоломей - сын обедневшего боярина, однако, монастырь не называется Варфоломеевским, так как основатель принял имя Сергий. Сергий Радонежский. Слово Радонежский - ни что иное как географическое определение местности. В этих местах находилось село Радонеж, ныне Городок.
В Троице-Сергиевой лавре, тогда еще монастыре, в 1380 году было благословлено войско князя Дмитрия Донского на ратный подвиг в Куликовской битве. История хранит память о местных монахах Пересвете и Ослябе, принявших участие в битве. Легенда гласит, что битва началась поединком Пересвета с Челубеем (монгольским богатырем Темир-Мурзой).
По завершении битвы Дмитрий Донской вернулся в Троице-Сергиев монастырь поминать погибших. Очевидно, близкое положение к Москве и удача благословленной здесь военной кампании определили блестящее будущее монастыря. Однако в 1408 году татары взяли реванш. Хан Едигей захватил и сжег монастырь. В 1411 монастырь был отстроен, и двести лет мирно развивался. Как и положено религиозному центру, он не был чужд ничему мирскому. Другими словами, Троице-Сергиев монастырь стал крупнейшим землевладельцем во всей России.
В конце 15 века в России среди населения распространилась "жуткая ересь". Появилась так называемая идеология "нестяжателей", которая боролась с монастырским землевладением. Более того, настоятелем Троицко-Сергиего монастыря становится некий старец Артемий, один из носителей этой идеологии. Конечно, через некоторое время он был уличен, осужден и сослан из крупнейшего монастыря-землевладельца России на Соловки. По ереси нестяжателей был нанесен сокрушительный удар.
Из интересных фактов жизни монастыря можно отметить, что во время бунта Галичского князя Дмитрия Шемяки его соратник и коллега Иван из Можайска захватил великого князя московского Василия Второго именно в стенах монастыря. Позже Василий был ослеплен и отправлен в ссылку, но затем вернулся и продолжал благоволить к монастырю.
Благоволила к монастырю и судьба. В 1540-1550 годах он был обнесен мощной каменной стеной с 11 башнями. Иван Грозный лично приезжал проконтролировать строительство. Как известно, практически все города, не имевшие каменных стен, пали при вторжении польско-литовских войск. Благодаря стенам Троице-Сергиев монастырь не только выдержал осаду, но и стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. Тем временем вокруг монастыря разрастались села и слободы. Особенно быстро этот процесс пошел после 1610 года, когда в монастыре обосновался воинский гарнизон. К началу 18 века села уже образовывали замкнутое кольцо, а в 1782 году получили название Сергиев Посад. Большинство жителей этого посада занимались обслуживанием паломников, промышляли торговлей, опять-таки пользуясь постоянным наплывом пришлых людей. В 1744 монастырь получил высокий титул Лавры.
В начале ХХ века лавру ждали потрясения. В 1919 году она была закрыта, а на ее территории обосновался музей (один из наиболее интересных музеев подобного рода в стране). В 1930 году был переименован и город. Новое название Загорск он получил в честь революционера, секретаря московского комитета партии большевиков Загорского. Как известно, этот большевик с соратниками был взорван бомбой, что символизирует зарождение глубокой любви русского народа к Партии и ее вождям. Только в 1991 году городу возвратили историческое имя. А вот религиозная жизнь в лавре вновь начала теплиться с 1946 года, когда на его территории вновь появились монахи.
Основные достопримечательности города сосредоточены в Троице-Сергиевой лавре. Неправильный многоугольник, занимаемый лаврой, ограничен трехъярусными кирпичными стенами длиной 1,5 км, высотой до 14 метров и толщиной до 6 м. Сегодняшний вид это сооружение получило в середине 17 века, когда стены были модернизированы. Крепость имеет 4 восьмигранные башни по углам и 7 четырехгранных башен в пролетах. Открытые и незастроенные пространства перед стеной подчеркивают ее величие (лучшая точка обзора - с Красногорской площади). Башни выдвинуты вперед относительно стен, что обеспечивало ведение флангового и перекрестного огня. Под одну из башен поляки вели подкоп (во время осады в 17-м веке), однако его вовремя заметили и подорвали.
Главная достопримечательность лавры - белокаменный Троицкий собор (1422), украшенный иконами Андрея Рублева. Ранее в соборе были и Рублевские фрески, которые в свое время были заменены, так как изрядно обветшали. Собор является композиционным центром, и остальные постройки возводились "с оглядкой" на него. Собор является еще и первым каменным зданием на территории монастыря.
В 1476 году на месте деревянного храма псковские мастера возвели каменную Духовскую церковь. Духовская церковь - необычайно стройное, легкое и устремленное ввысь сооружение. В основании храма расположена открытая звонница на шести круглых приземистых столбах. В пролетах звонницы на дубовых брусьях висят колокола. В древности Духовская церковь использовалась и для наблюдения за окрестностями. В случае обострения ситуации полагалось звонить в колокол, оповещая всю братию, да и прилегающий посад заодно.
По повелению Ивана Грозного и на его же средства в память о покорении Казани по образцу главного собора московского кремля был возведен Успенский собор. Это величественный шестистолпный храм с пятью тесно посаженными главами. Сегодня он является как бы доминантой всего комплекса, занимая при этом и географически центральное место в лавре.
Очень красиво здание трапезной палаты. Не связанные никакими канонами, мастера воздвигли настоящий шедевр архитектуры, богато украшенный различными декоративными элементами. Вне всякого сомнения, монахи должны были иметь хороший аппетит только от одного вида трапезной. Пожалуй, нет в стране столь же красивого памятника подобного назначения.
Царские чертоги (17 век) - богато украшенное здание, с наличниками из изразцов, предназначался для приема царских особ, однако с 1814 года стал использоваться для "ковки новых духовных кадров". Здесь размещалась духовная академия.
Отдельных слов заслуживает колокольня. Строили ее 28 лет и закончили к 1769 году. Колокольня несла на себе 42 колокола, самый большой из которых весил 4 000 пудов. Высота колокольни 88 метров. Если рассматривать ее отдельно, то это - памятник архитектуры. Но вместе с остальным ансамблем... В общем, по моему мнению, это - сомнительное и дисгармонирующее с остальными постройками сооружение.
В лавре находятся и многие другие интересные памятники архитектуры.
Вне лавры, к югу от нее, на так называемом Подоле в 1547 году отстроили церкви Пятницкую и Введения Богородицы, часовню Пятницкого колодца. Теперь это место являет собой как бы отдельный ансамбль, который я рекомендую посетить.
Информация взята отсюда.Фотографии: Остальные фото смотрим ЗДЕСЬ.