а чтобы увеличить крутящий момент на колесах (== более интенсивное ускорение
Неверно! поставьте себе понижающий ряд ... момент на колесах будет такой что целину пахать сможете - но ускорение даже при тапке в пол будет мизерное ... поверьте если стартовать на бензине с высоких оборотов(где момент все равно меньше чем на дизеле внизу) от дизеля уйдешь легко ... а все сказки что дизель шустрее(для гражданских авто) - сказки и есть ... вы сравните 1.6 Д турбину с 1.6 Б турбиной а потом делайте выводы ... да дизель эластичнее, да экономичнее ... но не быстрее!
Ну, хорошо. Вспомним механику. F = ma, где а – ускорение, m – масса, F – сила. Соответственно, a = F/m, из чего следует, что ускорение прямо пропорционально силе, прикладываемой к телу (в нашем случае – к автомобилю). Понижающий ряд увеличивает крутящий момент, соответственно увеличивает и усилие на колесах. Полагаю, логично? На деле, конечно, гигантский крутящий момент должен быть как-то эффективно преобразован в полезную работу (нужно исключить пробуксовку колес, например), да и разгон до заданной цифры будет происходить с большим количеством переключений из-за более коротких передач, но все это не отменяет правила механики – больший момент способен обеспечить большее ускорение.
По поводу "если стартовать на бензине с высоких оборотов от дизеля уйдешь легко". А я утверждаю, что оторвется тот, у кого в среднем при разгоне крутящий момент на колесах будет больше. А это зависит не только от двигателя, но и от числа передач в КПП, и подбора их передаточных чисел (при прочих равных).
Я не хочу совершенно спорить о том, шустрее ли дизели для легковых авто или нет – это крайне субъективная оценка. Для меня, например, дизельный двигатель с турбонаддувом предпочтительнее бензинового атмосферника (без учета фактора экономичности), потому как лучше приспосабливается к нагрузкам, активно отзывается на работу акселератором, уверенно тянет с низов, но и не прочь прокатить с ветерком. Многие здесь замечают, что после дизеля бензиновые двигатели схожей мощности кажутся слишком вялыми. А вот если взять турбированный бензиновый мотор, то он будет куда злее всех конкурентов при сравнимом рабочем объеме – это бесппорно, т.к. обычный бензиновый двигатель – довольно неэффективная штука, и турбонаддув здорово улучшает характеристики двигателя (посмотрите, к примеру, на
характеристики 1.4 моторчика с турбонаддувом от Audi – по крутящему моменту он уделывает 2.0 бензин ceed'а).
"вы сравните 1.6 Д турбину с 1.6 Б турбиной а потом делайте выводы ... да дизель эластичнее, да экономичнее ... но не быстрее!" – да, именно так, бензиновые двигатели как правило мощнее при тех же объемах что дизельные именно за счет своих лучших скоростных качеств. Ведь, повторюсь, мощность зависит и от оборотов двигателя, а этим дизель похвастать не может.