https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F1%F2_%F7%E5%F0%E5%E7_%CA%E5%F0%F7%E5%ED%F1%EA%E8%E9_%EF%F0%EE%EB%E8%E2Мост через Керченский пролив — строящийся транспортный переход через Керченский пролив. Планируется построить два моста которые свяжут остров Тузла с Керченским и Таманским полуостровом.
В декабре 2014 года были озвучены планы завершить в 2015 году проектирование и начать строительство нового транспортного перехода через Керченский пролив[1].
Содержание [убрать]
1 Проекты
1.1 До присоединения Крыма к России
1.2 После присоединения Крыма к России
2 Строительство
3 Примечания
4 Ссылки
Проекты[править | править вики-текст]
[скрыть]
Азовское море
Чёрное море
Возможные варианты транспортного перехода через Керченский пролив[2].
До присоединения Крыма к России[править | править вики-текст]
После распада Советского Союза о возможности постройки моста через Керченский пролив заявлялось неоднократно как российскими, так и украинскими политиками. В обеих странах предпринимались попытки создания технико-экономического обоснования проекта, в том числе с российской стороны — Министерством транспорта. По словам сенатора от Краснодарского края Александра Починка, до кризиса стоимость строительства моста оценивалась в $480 млн. О заинтересованности в реализации этого проекта заявил президент Украины Виктор Янукович 18 марта 2010 года во время своего визита в Симферополь.
ТЭО проекта не было сформировано и высказывалось мнение о нецелесообразности такого строительства. Так, А. Матвиенко, экс-премьер министр Автономной республики Крым, в 2005 году утверждал, что в районе предполагаемого строительства существуют геологические проблемы, у которых нет решения, позволяющего надёжно установить опоры моста, а главное — грузопотоки и пассажиропотоки между Крымом и Кубанью относительно невелики и избыточными являются даже мощности паромного сообщения и что и их не удаётся загружать[3]. Однако затем ситуация изменилась. У переправы летом 2010 и 2011 года выстраивались большие очереди желающих попасть на паром[4]. В летнее время количество рейсов приходится увеличивать[5]. В ноябре 2004 года возобновлено железнодорожное грузовое паромное сообщение, по состоянию на весну 2014 года курсируют три автомобильных и два железнодорожных парома[6].
Новый мост через Керченский пролив в контексте реализации более крупного международного транспортного проекта по созданию кольцевой автодороги вокруг Черного моря (инициированной Организацией черноморского экономического сотрудничества в 2002 году в Киеве и ныне замороженного из-за неурегулированного пограничного режима между Россией, Абхазией и Грузией) мог бы повысить транзитную привлекательность Кубани и Крыма для международных перевозок. Техническими преградами для сооружения моста являются слабые грунты и необходимость реализации возможности прохода судов из акватории Азовского моря.
Строительство железнодорожного моста не решит полностью проблемы железнодорожного сообщения между Крымом и материковой Россией через Керченский пролив. От станции Джанкой до станции Крым 200 километров неэлектрифицированной одноколейки, что резко ограничивает пропускную способность транспортного коридора и требует перехода на электрическую тягу. Такая же картина и на таманской части транспортного коридора в материковой России от станции Кавказ. Действующие транспортные коридоры через Донбасс — электрифицированные двухколейные.
На сегодняшний день возможность строительства моста через Керченский пролив обусловлена скорее внешне- и внутриполитическими мотивами. Реализация данного инфраструктурного проекта даст толчок к созданию новых рабочих мест, и загрузке промышленных мощностей. По оценкам экспертов, строительство может продлиться от трех до четырёх лет. На работах по возведению моста может быть занято порядка 45 тысяч человек[7].
На сегодняшний день существует множество проектов возможного моста. Наиболее дорогой проект в 2002 году оценивали в $900 млн США, тогда как самый экономичный — в 232 млн[7].
21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения о строительстве моста через пролив[8][9]. Мост планировалось построить к 2014 году[10], но эти планы не были осуществлены.
В 2011 году при обсуждении вариантов строительства моста через Керченский пролив предпочтение было отдано проекту мостового перехода от мыса Фонарь до мыса Малый Кут (самый северный на карте).[11]
В декабре 2013 года между Россией и Украиной был подписан пакет документов по двустороннему сотрудничеству, в том числе соглашение об организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив[12].
29 января 2014 года Кабинет министров Украины утвердил соглашение с Россией о строительстве моста через пролив[13][14].
После присоединения Крыма к России[править | править вики-текст]
В марте 2014 года в связи с присоединением Крыма к России, ухудшением российско-украинских отношений и с возможной угрозой остановки сообщения России с Крымом через территорию Украины[15], планирование и подготовка строительства моста значительно активизировались.
3 марта 2014 года Премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил, что подписал распоряжение о создании дочерней структуры госкомпании «Российские автомобильные дороги», которая будет выступать заказчиком инженерных изысканий и разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства моста через Керченский пролив. Согласно распоряжению, указанные работы должны быть завершены к 1 ноября 2014 года. Финансирование поручено обеспечить Внешэкономбанку[12].
18 марта 2014 года на сайте госзакупок опубликован заказ на проведение инженерных изысканий и разработку технико-экономического обоснования по объекту: «Строительства транспортного перехода через Керченский пролив». Стоимость изысканий оценена в 384 млн рублей, а срок окончания работ по заказу — 1 октября 2014 года[16].
19 марта 2014 года Президент России Владимир Путин поставил перед министерством транспорта задачу построить Керченский мост в автомобильном и железнодорожном вариантах[17]. «Нам там нужен и автомобильный, и железнодорожный мост», — заявил глава государства[17]. Министр транспорта Максим Соколов также уточнил, что будет рассмотрен и вариант тоннеля под Керченским проливом[17].
27 марта 2014 года компания «Российские автомобильные дороги» объявила победителем в конкурсе на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и инженерные изыскания — ОАО «Гипротрансмост»[18]. Компания предложила за свою работу по разработке ТЭО цену в 375 млн рублей.
16 мая 2014 года на сайте госзакупок опубликован заказ «Предоставление займа на финансирование работ/услуг по реализации проекта в рамках строительства транспортного перехода через Керченский пролив», предполагается занять не более 700 млн рублей[19]. Также 16 мая был опубликован заказ «Выполнение работ по экономическим изысканиям, разработке финансово-экономического обоснования и подготовке конкурсной и контрактной документации по объекту: Строительство транспортного перехода через Керченский пролив.» с начальной ценой 165 млн рублей[20]. В обоих случаях единственным участником закупки был «Федеральный центр проектного финансирования» — дочернее предприятие Внешэкономбанка.
5 июня 2014 года ответственная за этот проект компания «Автодор» сообщила, что Автомобильно-железнодорожная переправа через Керченский пролив может стоить от 283,2 млрд до 376,5 млрд руб.[21]
Проектирование нового моста через Керченский пролив начнётся осенью 2014 года. Предполагается, что мост будет строиться от косы Тузла и его длина составит 19 километров[17][22].
Планировалось строить мост в две очереди: 1-я с осени 2014 года, вторая с 2018 года. Первая очередь моста будет состоять из железнодорожного полотна и автомобильной автострады с одной полосой в каждую сторону. В последующем планируется расширение моста. Финансирование строительства первой очереди моста составит 170 млрд рублей[23], но после совещания с участием Президента России и озвучивания даты завершения всех работ, было принято решение строить мост в одну очередь[24]. Финансирование будет вестись полностью за счет федерального бюджета РФ[25]. Итоговая стоимость проекта составляет 283 млрд рублей.
5 сентября 2014 года министр транспорта России Максим Соколов сообщил о начале компанией «РЖД» земляных работ на протяжении подходов к Керченскому мосту[26].
Украинская сторона 1 октября 2014 года официально заявила, что разрывает договор о строительстве моста через пролив[27].
29 октября 2014 представитель Республики Крым при президенте РФ Георгий Мурадов предложил построить вместо моста модульный гибкий туннель[28].
8 ноября 2014 было объявлено, что реализацией проекта будут заниматься «Росавтодор» и РЖД, а полное ТЭО проекта, которым сейчас занимается ГК «Автодор» будет готово к началу декабря. Заместитель руководителя Росавтодора Андрей Костюк, а затем и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявили, что решение федеральными властями уже принято и проект моста определён — это будет совмещённый мост с четырёхполосной автомобильной и двухпутной электрифицированной железнодорожной дорогой. По утверждению Якунина, мост будет построен менее чем за 3 года[29][30].
5 декабря 2014 премьер-министр России Дмитрий Медведев озвучил планы завершить в 2015 году проектирование и начать строительство транспортного перехода[1].
30 января 2015 был официально объявлен единственный генеральный подрядчик проектировки и строительства мостового перехода — ООО «Стройгазмонтаж» и установлена предельная стоимость работ — 212,5 млрд. руб. в ценах 2015 года. Открытие автомобильного движения в рабочем режиме и железнодорожного по временной схеме запланировано на 18 декабря 2018[31].
Строительство[править | править вики-текст]
27 февраля 2015 в станице Тамань прошло заседание штаба Федерального дорожного агентства по проекту Керченского моста.[32]
По состоянию на 15 апреля 2015 года строители принялись возводить временный технологический мост, соединяющий Таманский берег и остров Тузла[33][34]
По состоянию на 29 апреля 2015 года на остров Тузла начали переправлять строительную технику, необходимую для строительство моста[35]