Часть II: Установка рации MegaJet MJ-650 В предыдущей части подробно описывалась последовательность создания и установки кронштейна для рации. Однако это лишь половина дела. Другая половина — установить то, ради чего, собственно, этот кронштейн и планировался — рацию. Эта задача несколько легче, но и у нее есть свои нюансы.
Самое сложное в этой задачи решить, куда ставить рацию. Мне очень не хотелось портить интерьер машины, вынимать или ломать пепельницу и так далее. При этом хотелось бы, чтоб рация была расположена максимально удобно, быстросъемно и, при этом, с минимальными физическими и материальными затратами. Получается два взаимоисключающих обстоятельства и нужно найти золотую середину.
Много мест перепробовали, но то по эргономике не нравилось решение, то по безопасности. В итоге после длительных раздумий, анализов и примерок нашли наиболее компромиссный вариант — закрепить станцию слева на сидении водителя. В этом варианте управление рацией и работа с тангентой осуществляется левой рукой, правая остается для управления автомобилем. При этом левая рука без проблем дотянется до любого элемента управления. Плюс к этому, если смотреть внутрь салона, то рацию не видно, так как она расположена практически вплотную к двери, поэтому можно оставлять ее в автомобиле. Практика показала, что такой вариант оказался вполне удобен на практике — для управления станцией не нужно никуда тянуться и отвлекаться от дороги. Единственный небольшой минус, который заметил для себя — в случае дождливой погоды в момент посадки в автомобиль и высадки из него возможно попадание капель дождя на станцию.
Итак, монтаж рации состоит из двух этапов: подводка питания и, собственно, сам монтаж рации на идущий в комплекте металлический кронштейн.
Этап 1: подводка питания В инструкции к рации было указано, что она уже содержит фильтр по питанию, поэтому смело можно подключать ее как в предохранительной коробке, так от зажигания автомобиля и от аккумулятора. Я сначала рассматривал вариант с питанием от аккумулятора, но, боясь утечек, решил, что пусть лучше рация работает только при включенном зажигании (или при полуобороте ключа, когда включается электрооборудование). Для реализации этой идеи нужно было понять, к какому проводу подключиться. Для этого нужно было снять левую нижнюю облицовку приборной панели и снять распределительный блок. Облицовка крепится на 4-х металлических винтах, два из которых скрыты левой декоративной облицовкой (там, где предохранители). Их откручиваем, аккуратно вынимаем колодки жгутов (особенно неудобно снимать нижнюю колодку):
Под крышкой находится усилитель нижней части панели приборов:
Для доступа к проводке - снимаем ее, открутив пять винтов:
Далее снимаем блок предохранителей и отсоединяем все колодки. С помощью тестера определяем провод, на котором есть питание (плюс) при включенном зажигании. На фото это толстый синий провод. Если у вас ничего еще к нему не было подключено, нужно очень аккуратно снять часть изоленты (примерно 1 см.), раздвинуть волокна, просунуть провод (красный), и, оставшуюся часть обмотать вокруг зачищенной части проводки:
Если у вас уже что-то подключено, то можно провод просунуть там же, но оставшуюся часть нужно обмотать в противоположную сторону. Для этого, возможно, придется дополнительно зачистить основной провод. Но мотать поверх другой скрутки не стоит.
После этого, провода тщательно обматываем изоляционной лентой. Сначала только оголенную часть – аккуратно и плотно, а потом и всю связку:
Собираем все в обратном порядке: блок предохранителей с колодками (если снимали), а после - усилитель нижней части панели приборов.
К одному из винтов крепим через клемму «минус» (черный провод питания радиостанции):
Итак, рацию мы запитали, проверяем наличия напряжения, но пока не подключили антенну и тангенту, увлекаться не стоит. Провод питания прячем под порог и выводим рядом с рычажком открытия люка бензобака — в этом месте достаточно удобно до него будет добраться, если нужно будет снять рацию (для меня актуально, так как не собираюсь на постоянной основе с ней кататься по Москве):
Порог крепится на пластиковых защелках, поэтому просто аккуратно тянем его вверх, снимаем и прокладываем провод, после чего ставим порог на место.
На этом этап с обеспечением питания рации можно считать завершенным.
Этап 2: монтаж рации Как я уже писал, монтировать рацию решили слева от водительского кресла. Прикрепить ее решили прямо к пластиковому основанию сидения с помощью кронштейна, который идет в комплекте с рацией. Одна беда — пластиковое основание сидения очень мягкое, поэтому держать оно кронштейн будет ненадежно и нужно конструкцию усилить. Мы для этих целей использовали дюралевую пластину. Но обо всем по порядку.
Итак, нам потребуются: болты М5 x 16 2 шт, шайбы под М5 4 шт, гровер под М5 2 шт, гайка колпачковая (чтобы не повредить обивку сидения кончиками болтов) 2 шт, сама пластина, напильник, ключ под болт с шестигранной головкой 2 шт, дрель со сверлом на D5, ножовка, отвертки.
Для начала необходимо разметить отверстия под кронштейн. Сделать это надо так, что бы рация не мешалась, а кресло беспрепятственно могло занимать крайние регулировочные положения по всем осям. Теперь надо снять пластиковую накладку сидения. Это несложно, но есть некоторые нюансы. Мы, увлекшись, забыли запечатлеть этот процесс на фотокамеру, поэтому привожу фотографии разборки с уже установленным кронштейном. Последовательность снятия накладки следующая:
Снимаем ручку регулировки высоты сидения, для чего сначала снимаем заглушку, подцепив ее плоской отверткой:
Под заглушкой находятся два болта под внутренний шестигранник, их раскручиваем и снимаем ручку:
Вытаскиваем колесо регулировки наклона спинки сидения, просто потянув на себя:
Откручиваем винт с обратной стороны сидения:
Откручиваем винт с передней стороны, и, нажав на защелки аккуратно, снимаем саму пластиковую накладку:
Теперь необходимо в пластиковой накладке просверлить два размеченных ранее отверстия диаметра D=5 мм под кронштейн:
Как видно на фото, основание весьма хлипкое. Конечно, кронштейн можно прикрутить и к нему, но это не очень хорошее решение, так как фиксация не будет жесткой. Поэтому для обеспечения этой самой жесткости мы будем крепить кронштейн к пластине. В качестве пластины можно использовать множество разных вариантов. У нас в хозяйстве совершенно случайно (как рояль в кустах) оказалась такая дюралевая заготовка:
Для начала срезаем ребра жесткости (под пластину) обычным канцелярским ножом:
Из дюралевой заготовки отпиливаем пластину нужного размера и выполняем в ней два сквозных отверстия:
Прикладываем пластину к основанию и проверяем, чтобы пластина лежала плотно и ровно:
Теперь совмещаем пластину, основание и кронштейн, вдеваем в отверстие болт с шайбой, еще одну шайбу с другой стороны, гровер и гайку:
Вид с лицевой стороны:
Теперь ставим основание обратно и собираем сидение в обратном порядке. Обратите внимание, что заглушка регулировки высоты сидения – позиционированная:
После сборки сидения кронштейн будет выглядеть таким образом:
Теперь остается проложить антенный провод. Забегая вперед скажу, что перед монтажом провода нужно проверить качество разъемов как на антенне, так и на станции. У меня антенный разъем не очень хорошо контактировал с самой антенной (не прозванивался тестером должном образом) и это было замечено только на этапе настройки КСВ. Я рекомендую перед включением антенны «прозвонить» все составляющие на предмет электрического контакта.
Итак, длины провода (5 м) хватает с лихвой при таком размещении, поэтому пускаем его под порогами и пластиковой обшивкой багажника. Вот серия фотографий, по ним должно быть все понятно.
Собираем антенну, резиновый колпачок наполняем солидолом для защиты, и подключаем провод к антенне:
Вот так выглядит антенна:
Теперь устанавливаем в кронштейн рацию, подключаем антенну и радуемся результату:
Собственно, все. Теперь с чистой душей могу сказать - 73 и до встречи в канале!