О богатства россиян, которые бесятся с жира.
Кризис развивается по медленному сценарию, и появление второй волны – лишь дело времени, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Основные проблемы российской экономики – высокая налоговая нагрузка и неопределенность экономической ситуации — не решаются", — отметил эксперт.
По его оценке, "дна" российская экономика еще не достигла, и одной из главных угроз для нее сейчас является возможное прекращение программы "количественного смягчения" в США. Если это произойдет, то упадут цены на главный товар российского экспорта – нефть. Соответственно, начнет рушиться бюджет, расходы которого сейчас раздуты, и падать курс национальной валюты — до конца года она может снизиться до 35 рублей за доллар и 45-46 рублей за евро. "Ослабление валюты концом текущего года не закончится. Тенденция к ослаблению сохранится и в первой половине 2014 года", — подчеркнул Николаев.
По его прогнозу, маловероятно, что в текущем году рост ВВП выйдет за пределы 2%. Проблема в том, что ускорение роста невозможно без болезненных решений. В частности, для снижения налогов придется провести инвентаризацию обязательств, зафиксированных в майских указах президента. "Большинство показателей выполнены не будут", — убежден Николаев. В противном случае у правительства просто не будет поля для маневра. Снижение налогов в России невозможно без сокращения социальных обязательств, которые были набраны во время предвыборной кампании.
Его коллега – заведующий лабораторией Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров – был настроен не намного более оптимистично. По его оценке, рост ВВП будет чуть выше 2%, но это произойдет за счет девальвации национальной валюты. Однако эксперт указал на другую проблему – нефтегазовая рента, долгие годы поддерживавшая высокие темпы роста российского ВВП, практически полностью исчерпала свою движущую силу. "Наша страна находится в самой плохой позиции. В бюджете мы закладывали $97 за баррель. Но при том, что средние цены держатся на уровне $107, мы видим, что темпы роста гораздо ниже тех, что закладывали", — подчеркнул Назаров.