После Эрехтейона мы идём на восток вдоль северной стены Акрополя. Проходим мимо того, что осталось от Афинского алтаря (на схеме: Altar of Athena) и Святилища Зевса Полиея (на схеме: Boukoleion). От этих зданий остался лишь фундамент, поэтому интереса особого они у нас не вызвали.
А вот вид с северной стены Акрополя просто потрясающий! Все Афины как на ладони!
180-ти градусная панорама Афин от запада до востока.
Говорят, что в Афинах запрещено строительство высотных зданий, чтобы не закрывать вид на Акрополь. Может быть и так, хотя более правдоподобная версия – это опасность сильного землетрясения, которые происходят в Греции довольно часто.
Более подробные фотографии.
Вид с Акрополя в северо-западном направлении. Слева – Агиос Филиппос (17 в.) и стоя Аталла. В центре – Римская Агорá: арка Афины Архегетис, православный храм Панагиа Григороуза, бывшая мечеть Фетхие-Джами, башня ветров. За ними – библиотека Адриана, бывшая мечеть Дзисдараки, православный храм Пантанасса Монастираки (17 в.).
Вид с Акрополя в северо-восточном направлении. Слева один из самых высоких холмов Афин (300 м) – Ликавиттос, в центре: древний район Плака, площадь Синтагма, греческий Парламент, а также национальный сад.
В самой восточной точке холма Акрополя построен современный бельведер (см. на схеме: Belvedere) в центре которого стоит флагшток с огромным греческим флагом.
Когда немцы во время Второй Мировой Войны оккупировали Грецию и вошли в Афины, они приказали охранявшему флаг эвзону, Константиносу Кукидису, снять его. Тот подчинился, молча снял флаг, обернул его вокруг своего тела и бросился со скалы вниз, разбившись насмерть.
С бельведера также открываются прекрасные виды на восточную часть Афин. Слева в городском саду виден Заппейон, немного правее виднеется стадион Панатинаикос (он же Панафинейский стадион) – единственный в мире, построенный из белого мрамора, ещё правее находится храм Зевса Олимпийского.
Вид с бельведера на Акрополь. Слева - Парфенон, справа - Эрехтейон, а между ними на заднем плане виднеются Пропилеи.
Передохнув немного на бельведере идём к Парфенону - главному строению всего Акрополя.
По дороге с левой стороны в юго-восточной части Акрополя виднеется здание старого здания музея (см. на схеме: Acropolis Museum). Оно было построено где-то между 1865 и 1874 годами по проекту архитектора Панагиса Калкоса на «Священной скале». В маленьком музейном здании, хранили мраморные и каменные рельефы и статуи, которые были найдены на Акрополе. Невзирая на то, что основную часть художественного убранства вывезли из Греции, те памятники, которые здесь остались, сделали археологическое собрание экспонатов музея Акрополя наиболее ценным в мире. С июля месяца 2007 года здание старого музея Акрополя перестало принимать посетителей. Это было связано с тем, что все музейные экспонаты перенесли в новое здание археологического музея, расположенного внизу у подножия Акрополя.
Перед Парфеноном расположено ещё одно интересное здание - храм Ромы и Августа (см. на схеме: Altar of Rome and Augustus). Это небольшой, выполненный из мрамора, круглый в плане храм (27 до н.э.). Круглое, с ионическими колоннами здание («моноптер»), было посвящено богине Ромы и божественному императору Августу. В наши дни от храма сохранился лишь круглый фундамент и несколько полуразрушенных колонн. Но вокруг здания полно археологов и рабочих, так что в скором времени возможно и его начнут восстанавливать.
Наконец-то мы практически вплотную подходим к Парфенону, окружённому со всех сторон строительными лесами. Внутрь здания проход запрещён, но и то что мы увидели снаружи достойно восхищения.
Парфенон (др.-греч. Παρθενών — чистая дева) – храм богини Афины Парфенос (богини Афины Девственницы - Ἀθηνᾶ Παρθένος) – величайший памятник древнегреческого искусства.
Сегодняшний Парфенон не является первым, построенным на этом месте. Более древний храм, возведённый еще при Писистрате, был разрушен персами в 480 г. до н. э, как и все остальные храмы Акрополя.
Восстановление храма, а вернее его новое строительство, началось в 449 г. до н.э. во время правления великого Перикла. Строительство вели архитекторы Иктин и Калликрат, а общее художественное оформление было поручено Фидию, который был другом Перикла. Также Фидий был автором всех скульптур и фризов, украшавших Парфенон.
Интересно, что Фидий и Перикл были обвинены афинянами в нескромности, т.к. в одном из фризов, изображавших битву греков с амазонками, Фидий запечатлел самого себя и своего друга Перикла.
Парфенон был целиком построен из пентельского мрамора.
Это был храм дорического стиля типа периптер, с целлой, сделанной в виде амфипростиля, длиной 70 и шириной 31 метр. Он имел по восемь колонн высотой 11 метров на каждом фасаде и по 28 колонн на торцовых сторонах храма. На каждой из колонн было по 20 каннелюр, а диаметр колонн был неодинаков по всей их длине. На небольшом расстоянии от цоколя колонны заметно утолщаются, а затем сужаются ближе к капители. Это выглядело так, будто они проседают немного от придавившего их веса, но успешно удерживают его, сопротивляясь, словно живые. На архитрав храма опирался фриз с триглифами и метопами. Крыша Парфенона была деревянной, крытой мраморной черепицей.
На архитраве восточной стороны, над колоннами, были закреплены двадцать два трофейных персидских щита, добытых Александром Македонским в битве у Гранико в 334 году до н.э. С восточной стороны храм был украшен фризами, изображавшими сцены битвы богов Олимпа с Гигантами, где главной героиней была богиня Афина. На фризах с южной стороны были изображены сцены битв Лапитов с Кентаврами. В этих схватках принимает участие и афинский герой Тесей, друг царя Пирита. На фризах западной стороны были изображены сцены битв того же Тесея с Амазонками, осаждавшими город. Северную сторону храма украшали фризы, изображавшие сцены Троянской войны, подчеркивая участие афинян в этой войне.
Внутри Парфенон делился на четыре части. Это были пронаос, целла, квадратная зала за целлой и опистодом. Пронаос и опистодом были украшены шестью дорическими колоннами каждый. Целла называлась гекатомпедос, что означало, что её длина равнялась ста аттическим футам, и разделялась на три части двухъярусными коллонадами, окружающими статую Афины Парфенос в глубине святилища.
Согласно историку Павсанию, сама статуя была примерно десяти метров высотой. Тело статуи было деревянным, его обнажённые участки были сделаны из слоновой кости, а одежда и венок - из золота. Золото на статуе весило примерно 1150 килограммов!!!
Богиня была изображена в полный рост, стоящая во всеоружии с аттическим шлемом. В правой руке Афина держала Нику, а копьё Афины опиралось на левое плечо. В левой руке богиня держала щит, внутри которого свернулась в клубочек акропольская змея. К сожалению, оригинал статуи был утерян, однако до наших дней дошли копии меньших размеров. Одну из таких копий мы увидели в дальнейшем в Национальном Археологическом Музее Афин.
Парфенон находился в хорошем состоянии до прихода в Афины римлян. А после этого римляне начали разграбление Парфенона, вывезя часть статуй в Рим.
Во времена правления византийского императора Юстиниана было принято решение о переделки всех храмов в христианские. Парфенон стал храмом Святой Софии.
Во время четвертого крестового похода крестоносцы продолжили переделку Парфенона, сделав из него католический храм.
Но наиболее серьезным разрушениям Парфенон подвергся во времена турецкого владычества над Афинами. Сначала турецкие власти переделали Парфенон под мечеть, пристроив к нему минарет, а потом приспособили Парфенон под пороховой склад. В 1687 году, во время штурма венецианцами Акрополя, снаряд, попавший в Парфенон, воспламенил хранящийся там порох и вследствие взрыва превратил Парфенон в груду развалин.
Многие века бесценные мраморные блоки растаскивались местными жителями, а в 1802-1812 годах британский посол Т. Элгин варварски снял и вывез фриз и фронтон храма, до сих пор хранящиеся в Британском музее и Лувре.
Лишь в 1975 году начались работы по реконструкции Парфенона, которые тянутся до сих пор, причём часть древних мраморов переносится в музей Акрополя, а на их место ставятся точные копии, изготовленные из того же материала, добытого в тех же каменоломнях, из которых он брался в древности.
А вообще, все мраморные постройки античности, когда то были белыми. Со временем под открытым небом мрамор сменяет свой белый цвет на телесный. Здания возводились безо всякого скрепляющего раствора. Каменные блоки лежат друг на друге, будучи точно подогнанными.
Обходя Парфенон вдоль южной стены Акрополя, наслаждаемся открывающимися видами.
Вид с Акрополя в юго-западном направлении. В центре холм Муз, он же – холм Филопапа. На самой вершине возвышается внушительный памятник Филопапу (II век н.э.).
Вид с Акрополя в южном направлении. В центре: древний театр Диониса, за театром виднеется тёмно-серый современный музей Акрополя.
Вот так, не спеша, мы идём в западном направлении к воротам Пропилеи. По пути проходим мимо разрушенного до основания здания Халкотеки (см. на схеме: Chalkotheke).
Халкотека – хранилище казны, принадлежавшее Парфенону и служившее складочным местом жертвенной утвари и оружия, относящееся к культу богини Афины. Здание было построено в середине 5 века до н.э.
Чуть западнее Халкотеки располагалось святилище Артемиды Бравронии (см. на схеме: Precinct of Artemis Brauronia). Этот храм находился недалеко от развалин микенских стен.
Храм представлял собой дорийскую колоннаду с двумя крыльями в форме “П”. Создание храма приписывается Писистрату, который происходил из района Бравронии, где культ Артемиды был широко распространён. В боковых крыльях колоннады храма хранилось две статуи богини: первая – древняя деревянная статуя, изображающая богиню, сидящую на троне, и вторая, которая была творением скульптора Праксителя. До наших дней сохранились лишь некоторые фрагменты фундамента этого храма.
На этом наша экскурсия по Акрополю завершилась. Мы проходим снова через Пропилеи и решаем, что надо где-то отдохнуть и охладиться от изнуряющей духоты и жары. Этим местом был выбран новый музей Акрополя.
Чтобы туда попасть нам пришлось вернуться практически к тому месту, откуда мы начали свою экскурсию. А точнее к древнему театру Диониса, напротив которого через улицу Дионисио Ареопагито и находится музей.
Не заметить его очень трудно, хотя он и стоит немного в стороне от дороги, но кардинально отличается от всех окружающих красно-белых старых зданий своим стально-серым цветом и ультрамодной стеклянной архитектурой.
Новый музей Акрополя - один из самых современных музеев в мире, открылся в июне 2009 года. Он обошёлся примерно в 130 миллионов евро. Здесь собрано всё, что не успел или не счёл нужным увезти с собой в Англию лорд Элгин
Монументальное здание было заложено в 2003 году, и первоначально планировалось его достроить к Афинской Олимпиаде-2004, но этому помешало открытие на месте строительства развалин целого ряда эпох – от поздней античности до Византии.
Эти раскопки были включены в план музея, и теперь их можно наблюдать через прозрачные полы здания.
Музей был завершён в сентябре 2007 года, и сюда со «священной скалы» были перенесены сотни экспонатов.
Вход в новый музей Акрополя - 5 евро.
Прямоугольник музея площадью более 25 000 квадратных метров имеет три основных уровня и два промежуточных этажа и вмещает около 4000 произведений искусства. Часть перекрытий выполнена из стекла, что позволяет любоваться экспонатами сразу нескольких уровней.
На нулевом уровне расположены вестибюль, кассы, гардероб, кафе, зрительный зал, залы для временных выставок и другие необходимые подсобные помещения.
Первый уровень демонстрирует находки со склонов Акрополя всех исторических периодов. В древности склоны были переходной зоной между городом и знаменитым святилищем, где храмы различных культов соседствовали с частными домами. Затем идёт Архаическая Галерея, где выставлена древнегреческая керамика, фигуры куросов и кор, чуть выше – кариатиды, поддерживавшие портик Эрехтейона.
На втором уровне расположены многочисленные кафе и магазины.
Жемчужиной экспозиции нового музея является зал Парфенона, расположенный на третьем этаже, где впервые воссоздан знаменитый 160-метровый фриз этого храма, изображающий праздничную процессию во время Великих Панафиней. Фриз интегрирован в прямоугольную бетонную целлу музея, имеющую те же габариты, что и неф Парфенона. Примерно половина рельефов и статуй сегодня находятся в Афинах, другая половина – в Британском музее в Лондоне. Утраченные скульптурные произведения представлены здесь первоклассными копиями, которые были получены Грецией еще в 1845 году и с тех пор не выставлялись.
3 марта 2011 года греческие археологи сообщили о находке 5 фрагментов фриза Парфенона на южной стене Акрополя, вероятно, использовавшихся как строительный материал во время первой реконструкции стен в 18 веке. До сих пор они считались навсегда потерянными во время взрыва храма в 1687 году.
Схема музея Акрополя:
Стеклянная облицовка зала даёт идеальное естественное освещение скульптурных шедевров, подчеркивающее пластику фигур и игру светотени. А использование самых современных технологий стекла защищает галерею от чрезмерного тепла и света.
Вести фото и видео съёмку в музее запрещено, поэтому наших фотографий нет. Для тех кто захочет ознакомиться детально с экспонатами музея вот его официальный сайт:
http://www.theacropolismuseum.gr/Приведём лишь вкратце самые значительные экспонаты, хранящиеся в музее:
Мосхофор (Несущий тельца). Исключительно изысканная скульптура VI века до н.э. изображает молодого мужчину с бородой, несущего на плечах тельца в приношение богине Афине.
Коры (Девы). Архаические коры — статуи молодых девушек, которых в течение долгого периода посвящали богине Афине. Ни одна из них не похожа на другую. Изменения, которые происходят со временем в исполнении прически и в моделировании складок одежды, дают возможность оценить по достоинству развитие скульптурного искусства в древней Греции.
Скульптуры из убранства Парфенона (444 - 432 годы до н.э.). Перед вами — то немногое, что осталось от одного из чудес искусства всех времён и народов. Среди экспонатов этой группы обратите особое внимание на несколько пластин с фриза, изображающих богов Олимпа, а также на метопы с изображением сцены из кентавромахии (борьбы лапифов с кентаврами).
Кариатиды. Скульптуры, изображающие красивых молодых жриц, служили опорой для перекрытия южного портика Эрехтейона. (420 год до н.э.). Весьма вероятно, что имя своё они получили от женщин Кареи (древнего города Аркадии, в Пелопоннесе), которые, как предполагается, были моделями скульптурных изображений. Во время турецкого владычества кариатид называли окаменевшими принцессами или девами крепости. Согласно преданию, когда лорд Элгин "похитил" одну из кариатид, оставшиеся пять стенали каждую ночь, оплакивая утрату сестры. Как бы не относиться к легенде о слезах кариатид, несомненно, что они прекрасны, неповторимы и незабываемы.
Осмотрев все этажи, решаем перекусить в одном из кафе музея, а затем с новыми силами, выдвигаемся на дальнейшее изучение центральной исторической части Афин.