День третий17 июня 2010г. «По дороге с облаками»«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,
И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом…»
© Библия. Ветхий Завет. Бытие, глава 7.Переезд: Феодосия – Старый Крым – Судак – Морское – Рыбачье – Солнечногорское – Алушта – Партенит – Гурзуф (протяжённость - 170 км)Ссылка на трек:
http://www.gpslib.ru/tracks/info/13048/Feodosiya---Sudak---Alushta---Gurzuf.htmlУезжать совсем не хочется, дети умоляют остаться в Феодосии хотя бы ещё на день, но тяга к неизвестному сильнее любых уговоров. Собираем вещи и к 10-ти утра покидаем гостеприимный дом отдыха «Папайя».
Следующим базовым лагерем на несколько дней должно стать место недалеко от достопримечательностей Алушты и Ялты, т.е. по дороге между этими городами.
До Ялтинского района можно доехать двумя путями: более простой, скоростной, но загруженный трафиком – это до Симферополя по трассе Р-23, затем по трассе М-18 до Алушты и далее до Ялты. И второй путь через горы, медленный, но менее загруженный и красивый - по трассе Р-29 до Алушты и далее до Ялты. Мы выбираем второй вариант, т.к. нам спешить некуда, мы приехали сюда любоваться красотами Крыма.
Над Феодосией светит солнце, но как только приблизились к Крымским горам, чёрные тучи заволокли всё небо, то и дело начали сверкать молнии. А в районе села Старый Крым пошёл первый дождь, который всё усиливался и усиливался.
Перед селом Грушевка сворачиваем на знакомую нам уже трассу до Судака. Начинается подъём на перевал. Раскаты грома слышны уже в машине, небо сверкает огнями как новогодняя ёлка. Дождь льёт стеной, дворники не справляются с потоком воды, вынуждая нас остановиться на обочине, т.к. дальше из-за нулевой видимости ехать просто опасно. Пережидаем грозу в машине, надеясь хоть на маленькое просветление.
Наивные. Если бы мы знали тогда, что дальше будет ехать ещё веселее.
Минут через 15 дождь немного утих и мы на тихом ходу трогаемся в путь, переваливаем через гору и начинаем спуск в долину Судака.
Сначала едем нормально, но чем ниже спускаемся, тем больше камней и гравия оказывается на дороге. Такие каменные русла появляются совершенно неожиданно из-за поворота. На одном из таких поворотов видим, как уже лежит в кювете машина, которую занесло на камнях.
Слава богу, в машине все живы и здоровы и мы едем дальше. Видя такую аварию, скорость сбавляем до 30-ти километров, т.к. дорога сплошные серпантины, которую то и дело прорезают как масло каменные потоки воды.
Спускаемся ещё ниже с перевала. Здесь уже по дороге мчатся не ручьи, а настоящие реки из грязи и камней – настоящие селевые потоки. Колёса машины полностью скрываются под этой жижей. Ехать становится реально страшно.
Одно радует – не мы одни такие, наблюдаем, как навстречу плывут такие же корабли на колёсах. Некоторым не повезло, уже стоят, заглохнув и нахлебавшись воды прямо посреди бушующего потока.
Наконец долина расширяется и потоки воды, которым некуда было деваться до этого, устремляются с дороги в низину.
Переводим дух. Такого экстремального спуска мы ещё ни разу не испытывали - это круче чем кататься с горы на горных лыжах.
Далее мы проезжаем посёлок Каменка (теперь у меня даже мысль появилась: а не из-за частых селевых потоков его так назвали?). Затем проезжаем Судак и далее продолжаем движение по трассе Р-29 (Алушта - Судак – Феодосия).
Автодорога государственного значения Р-29, которая связывает Судак и Алушту одна из самых трудных на Крымском полуострове. Проложили шоссе ещё в 1889 году и с тех пор нигде не спрямляли. Неподготовленного водителя здесь поджидают не только опасный горный серпантин, но и бесчисленные внезапные повороты с минимальным сектором видимости.
Но все эти трудности с лихвой окупаются от впечатлений обзора прекраснейших горных пейзажей, невероятных просторов морской глади Чёрного моря, а также переполнения чувствами первооткрывателя для каждого путешественника, который впервые оказывается в этих местах.
С каждым поворотом, спуском и подъемом автотурист и его пассажиры могут почувствовать себя участниками авторалли, которые иногда здесь и проводятся.
После Судака идёт плавный подъём на невысокий перевал Перчем (220м), затем начинается более крутой спуск к посёлку Весёлое.
Видимость практически нулевая, машина плывёт в облаках, дождь льёт не прекращаясь ни на секунду, поэтому к нашему огромному разочарованию красот вокруг, кроме крутых поворотов перед самым носом мы наблюдать не можем.
Проезжаем Весёлое. Наверное, названо оно так, потому что после него начинается действительно «весёлая» дорога. Сразу за селом крутой подъём на перевал Папая-Кая (Собачьи Ворота) (246м). Дорога проходит над глубоким ущельем: справа скала, слева – обрыв. Затем дорога спускается вниз и выводит нас к прибрежному посёлку Морское.
Далее на протяжении более 5-ти км трасса идёт вдоль моря. Своих фотографий этого участка пути у нас, к сожалению, нет из-за понятной причины, поэтому не удержался и спёр фотографию с интернета, чтобы показать какая красота в этом месте, когда нет дождя.
Пляж села Морское облюбовали многие автотуристы, о чём свидетельствуют многочисленные дикие автокемпинги: стоят буквально сотни машин и палаток. Но и на этом, казалось бы, простом и прямом участке расслабляться не стоит, ибо народ, проживающий в кемпингах, большими массами выходит на единственную дорогу и шатается по ней, т.к. только вдоль неё расположены кабаки и магазины. Так что едем очень аккуратно.
Через 5 км дорога снова уходит в горы, вдаль от побережья. Начинается горный серпантин. Справа сквозь облака иногда открывается вид на средневековую крепость Чабан-Куле. Но нам сейчас не до неё следим в четыре глаза за дорогой. Повороты на 180 градусов следуют один за другим, видимость почти нулевая, идёт дождь. Долго ли коротко ли, залезаем на перевал Чабан-Куле (250м). Вид сверху… должен быть потрясающим. Эх… жаль с погодой не повезло.
Следующие пару километров едем прямо по хребту горы: справа обрыв и слева – обрыв, машина разрезает облака, как подводная лодка. Зрелище не для слабонервных.
После продолжительного передвижения по степной горной местности, дорога снова уходит вниз, и нашему взору предстаёт долина с многочисленными плантациями виноградников, на фоне уходящего в туман Чёрного моря.
Это долина реки Ускут, известная своим первозданным морским пляжем и обилием фруктов и винограда. В долине расположено село Приветное вдалеке от берега моря, но туристов стремящихся сюда на отдых это не останавливает. Многие размещаются в частных домах этого села, а затем добираются до заветной цели - морского пляжа, пешком или на автомобиле. Однако в последние годы прямо на морском берегу построены многочисленные дома отдыха и мини-гостиницы.
За селом дорога снова поворачивается спиной к морю и уходит вверх в горы. И снова езда по хребту, когда в обе стороны открываются необъятные просторы гор (должны открываться, если бы не облака). Проезжаем очередной перевал Кутила (380м) и спускаемся по серпантину в балку Канака. Если здесь на перекрёстке свернуть налево, то можно попасть в небольшой посёлок Канака.
Это, пожалуй, единственный курортный посёлок в Крыму, образованный только пансионатами, да и их всего три: «Канака», «Волга» и «Днепр». На территориях пансионатов есть бары, дискотека, кинотеатр.
Урочище Канака и сейчас остаётся отчасти «затерянным миром» Южного берега Крыма, в стороне от оживлённых дорог и крупных городов. Ближайший посёлок – Рыбачье, в 5 км
«Канакская балка» – это ботанический заказник, где растут можжевельник и дикая фисташка – главные достопримечательности Канаки. Пляж – песчано-галечный, дно моря пологое.
Нам в Канаку не надо и мы едем прямо. Снова подъём на очередной перевал под названием Янтуруз (340м), затем длинный, с серпантинами спуск к прибрежному посёлку Рыбачье.
Рыбачье - данное село обладает самой большой и широкой пляжной полосой в районе большой Алушты, причём состоит она из прекрасной мелкой гальки.
Далее от посёлка Рыбачье дорога от моря далеко не уходит, постепенно поднимаясь на невысокий, но очень живописный перевал Кучук-Узень (100м). Дождь к тому времени стал совсем мелким, и мы наконец-то вылезаем из машины на фотосъёмку.
К сожалению, моря, практически не видно из-за дымки.
А через пару километров показался храм – маяк Святого Николая Мирликийского.
Останавливаемся на стоянке и идём осматривать окрестности.
Здесь создан мемориальный комплекс «Памяти погибших на водах». Создан он совсем недавно, 15 мая 2007 года прошло первое богослужение в храме. Мемориал представляет собой комплекс, состоящий из храма - маяка Св. Николая Мирликийского, высотой 60 метров, стоящий на 50-метровой скале над морем, оформлен удивительными фресками с элементами украинской вышивки и мозаикой.
Центральными символами храма являются изображения Афонской Божьей Матери, Святителя Николая Мирликийского-Чудотворца, Ярославской Оранты - «Знамение», почитающейся защитницей от воровства и напастей и Богородицы-Покровы. Купол церкви венчает равносторонний греческий (геральдический) крест - знак квадрата, возвышающийся над ажурным золочёным шаром, символом Земли. Внутри этого шара находится маяк, дарующий путеводный луч надежды на спасение всем путникам, заблудшим в житейском море.
Беседка в форме "Летучего Голландца" стоящая на краю обрыва, с капитанским мостиком и парусами позволяет почувствовать себя героем фильма.
Весь мемориал — это дань памяти, реквием памяти морякам, рыбакам и путешественникам, ставшим жертвами водной стихии, а также вечным символом единства земной и небесной жизни каждого человека. Согласно христианскому учению, корабль веры доставляет души погибших по волнам земного бытия в тихую пристань жизни вечной.
Весь мемориал выполнен в виде корабля, палубой которого является круглое помещение музея с круглыми окнами-иллюминаторами, а церковь расположенная сверху, кажется плывущей по морю. Выйдя из музея можно пройти на «нос корабля» и насладиться видом Черноморского побережья (виден мыс Аю-Даг).
В состав мемориального комплекса также входит музей катастроф на воде. Музей оказался закрытым, но, тем не менее, расскажу немного о нём.
Экспозиция музея повествует о наиболее трагических страницах истории развития мореплавания - о катастрофах на водах, повлёкших за собой огромные человеческие жертвы. Каждый зал, оформленный как морское дно, с морскими артефактами, среди которых: старинное оружие и якоря, оборудование и одежда моряков, остатки суден. Внутри музея показывают короткий документальный фильм о трагедиях: гибель «Титаника», пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов», линкора «Новороссийск», транспортного судна «Армения», каравана PQ-17, немецкого судна «Бисмарк», и жуткой катастрофы подводной атомной лодки «Курск». На экране в течение 40 минут пробегают названия судов и даты их гибели. Гул воды и полутьма создаёт отдалённо эффект нахождения под водой. В музее фотографировать нельзя.
Расскажу о самой крупной трагедии на Чёрном море случившейся с санитарно-транспортным судном
«Армения».
Это была одна из самых страшных катастроф на море в истории человечества. На борту находилось более чем в два раза больше людей, чем на знаменитом «Титанике».
Пассажирское судно «Армения» было построено в 1928 г. Передано медицинской службе 10.08.1941 г.
Судно выполнило 15 звакорейсов. Основные рейсы из Одессы и Севастополя. Общее количество эвакуированных 15000 человек, в среднем - 1000 человек за рейс.
Судно погибло 07 ноября 1941 г. на траверзе Гурзуфа в результате торпедной атаки самолета-торпедоносца. В носовую часть транспорта попала одна из двух выпущенных самолётом торпед. Судно затонуло за 4 минуты, поэтому практически все раненые, экипаж судна и медицинский персонал эвакуируемых медицинских учреждений (практический весь квалифицированный медперсонал Крыма) погибли. В момент гибели на судне находились свыше 5500 человек (по некоторым данным до 9000 человек). Именно дата гибели судна и ошибки в расчётах (промедление с выходом в море) руководства стали основными причинами того, что гибель судна более 50-ти лет держалась в тайне.
Спастись удалось лишь восьми пассажирам, которых подобрали катера охраны, и одной женщине удалось доплыть до берега самостоятельно.
В Ялте на теплоход «Армения», перед самой катастрофой, сотрудниками НКВД было погружено несколько десятков ящиков. Существует предположение, что в них находились золото и ценности из Крымских музеев. В 2000-х годах Департамент морского наследия Украины начал поисковые работы на месте гибели судна, которые не привели к успеху. В 2006 году к работам по просьбе украинской стороны подключился Институт океанографии и океанологии США. Американцы нашли в предполагаемом районе гибели судна множество интересных объектов, однако «Армения» так до сих пор и не найдена.