10 июня 2010г. «СИДы грязи не боятся» Ханты-Мансийск (гостиница «Лесная») – Талинка – Советский – Югорск – Таёжный – Ивдель – Черёмухово – Североуральск – Карпинск – Серов – Нижняя Тура – Горнозаводск – Чусовой – Полазна – Пермь (мотель «Канары»)
Ссылка на трек: http://www.gpslib.ru/tracks/info/11097/Hanti-Mansiysk---Perm.html
Длина: 1184.11 км.
Средняя скорость: 60.66 км/ч
Время в пути: 19 ч. 31 мин. 01 сек., в т.ч.:
Время остановок: 2 ч. 22 мин. 56 сек.
Время движения: 17 ч. 8 мин. 5 сек.
Дата начала: 10.06.2010 04:02:50
Дата конца: 10.06.2010 23:33:51
Средняя скорость движения: 69.12 км/ч
Максимальная скорость: 130.88 км/ч
Израсходовано бензина АИ-95: 81 литр
Средний расход бензина: 6,84 л / 100 кмСегодня мы целый день планируем продолжать наше путешествие по стройке XXI века: «Северной широтной автомагистрали». Даже посмею предположить, что мы будем первыми первопроходцами, кто рискнул проехать этой дорогой на Kia CEE’D.
А теперь всё по порядку.
На улице +8 градусов, пасмурно, с утра идёт дождь, но ближе к обеду небо прояснилось.
Проснулись очень рано, в четвёртом часу утра. Благодаря тому, что в июне у нас белые ночи - на улице светло. Правда идёт дождь, но это уже мелочи, наоборот, благодаря дождю наконец-то удалось избавиться от размазанной по стеклу мошкары.
Как только отъехали от гостиницы, дети на задних сиденьях улеглись спать. Для того чтобы им было удобно лежать в дальней поездке, всё пространство под ногами за передними креслами и перед задними мы забили вещами, сверху укрыли всё одеялом, в результате получился как бы один большой лежак. Вытянуться там во весь рост детям не получалось, но спать вдвоём лежа валетом можно. Конечно же, они в это время были не пристёгнуты ремнями безопасности, но прежде чем возмущаться попробуйте сами проехать 5 суток на заднем сиденье в сидячем положении, пристегнувшись ремнями.
От Ханты-Мансийска до поселения Талинка 180 км идеальной, шикарной, пустынной дороги, настоящий автобан, который проходит по равнинной таёжно-болотистой местности.
Проезжаем мимо отворота на Талинку, через 13 км снова будет развилка с указателем Советский налево. Не проскочите, иначе прямо уйдёте на Нягань, до неё 100 км. Сразу за поворотом около километра разбитых вдрызг плит, затем снова начинается отличный асфальт. Длина заасфальтированного участка 60 км, затем начинается бетонка из четырёх плит…
Бетонка, в общем-то, нормальная для наших северных дорог (и не по таким приходилось ездить), но перед мостами желательно притормаживать до 50-60 км/час, иначе можно нехило подлететь и пропахать бетонку бампером. Подвеска на Kia CEE'D работает как швейцарские часы – все стыки между плитами отдаются на пятой точке, едешь как в поезде под стук колёс:
***
Под стук колёс твои читаю письма,
А за окном бегут деревья вдаль.
Свистит гудок у машиниста,
Играя на мою печаль.
….
Чаёк приносит проводник унылый,
На подстаканниках локомотив.
И бьют колёса что есть силы
Чечётку на чужой мотив.
(С) Гарик КРИЧЕВСКИЙ
Проехав 45 км по бетонке, снова выезжаем на асфальт. Асфальт так себе, на троечку, самый плохой 10-ти километровый участок начинается километров за 25 до Советского, яма на яме. Километров за 15 до Советского начинается нормальный асфальт.
Итого от отворота на Талинку до Советского получилось 183 км самой разной по качеству дороги.
Город Советский был образован в 60-е годы прошлого века для заготовки леса. Лесная зона в районе составляет 95%, 15% которой, являются заповедной. Вот где находятся лёгкие России! На территории района расположены: первый в Западной Сибири Государственный заповедник «Малая Сосьва», «Верхнекондинский» государственный заказник и несколько природных парков.
При въезде в Советский решили пообедать в кафе с красивым названием «Ялта», совсем рядом в сосновом бору располагается гостиничный комплекс и аэропорт.
Перекусив и размяв ноги, едем дальше по объездной и упираемся в «кирпич» - проезд запрещён, немного почесав затылок, решаемся ехать под знак, уж очень возвращаться не хотелось. Благополучно минуем опасный участок, не встретив на своём пути экипажей ДПС. Как выяснилось уже по приезду домой, мост на объездной дороге в аварийном состоянии, где-то там что-то разошлось, хотя мы ничего не заметили.
Через 14 км въезжаем в другой город под названием Югорск. Этот город знаменит, прежде всего, тем, что здесь базируется клуб по мини-футболу «Газпром-югра», выступающий в суперлиге России, клуб «Газпром-югра» - два раза становился серебряным призёром и пять раз бронзовым призёром чемпионата России.
При въезде в Югорск, на перекрёстке уходим направо и едем до кольцевой развязки с памятником "ЗИЛ-157". Кольцевая развязка с пятью примыкающими дорогами, главное здесь не перепутать дорогу! Иначе можно уехать на Агириш или городскую свалку. Благополучно миновав развязку, едем по объездной дороге. Сразу за Югорском, асфальт заканчивается и начинаются плиты. 15 км хорошей бетонки и далее снова отличный асфальт.
Дальше едем до развилки на Таёжный и Алябьево. Рядом с этим перекрёстком находится заправка Лукойла – это последняя заправка перед самым трудным участком пути. Внешний вид АЗС не внушает доверия, какие-то ржавые, древние бензоколонки. Но нам выбирать не приходится, т.к. оставшегося в бензобаке горючего точно не хватит до следующей АЗС. Отсекателя на колонке нет, заправляем 30 литров АИ-95, колонка вся трясётся и грохочет, такое ощущение, что сейчас она оторвётся от земли и в космос улетит. Удивительно как в этой глуши ещё 95-ый оказался! А может это и не 95-ый был вовсе?
Заправившись, едем дальше. Через 10 км от заправки въезжаем в Свердловскую область. На границе регионов асфальт заканчивается и начинается жопа для нашего СИДика. Жопа представляет собой зубодробительный, душе выматывающий, экстремальный участок протяжённостью 75 км строящейся «Северной широтной автомагистрали». Этот участок наиболее трудный на всём нашем маршруте по проходимости – отсыпка дороги, сделанная из скальника, присыпанная сверху песком с глиной и разровненная грейдером.
Бедная подвеска СИДа, как она материлась было слышно даже в салоне.
На 12 км и далее от начала бездорожья, встречаются трубные мостики, на которых есть канавы – «лежачие полицейские» только наоборот, не очень глубокие… Переезжаем их очень аккуратно. На пути часто попадаются большие каменюги – защита картера спасает.
Первые 25 км едем со скоростью 15-20 км/ч. Затем временами разгоняемся и до 50 км/ч, то ли дорога стала лучше, то ли нас уже просто достала эта трясучка, и хотелось быстрее покончить с ней. По пути попалось несколько машин, с пробитыми шинами. Тьфу-тьфу-тьфу, нас эта участь миновала.
Природа конечно ни в какое сравнение с дорогой не идёт, красота неописуемая! Дикие, дремучие, непролазные леса. Кругом тайга, где не ступала нога человека, такое ощущение, что вот-вот, выбежит на дорогу волк, или медведь, или ещё какая зверюга, чтобы пообедать нами.
75 км скальника проехали ровно за 3 часа. Наконец-то показался асфальт, осторожно на въезде! Огромные ямы – если бы не увидели, как впереди идущая фура начала там петлять – точно влетели бы по самые помидоры.
Далее 56 км идеального нового асфальта, едем и кайфуем от возникшей тишины в машине, никто не хочет разговаривать. Тем не менее, увлекаться скоростью не стоит, гаишники пасутся на трассе, как только начинается асфальт.
На первом перекрёстке перед городком Ивдель, поворачиваем направо и едем через центр города всё время по главной улице. Здесь можно остановиться перекусить или заправиться на АЗС. Мы не останавливаемся и едем дальше. Через 10 км заезжаем в Ивдель-2 и упираемся в Т-образный перекрёсток, поворачиваем направо по указателю на Североуральск.
Свою историю Ивдель ведёт с далёкого 16-го века. В 1589 в устье р. Ивдель была построена первая русская деревянная крепость за Уралом - Лозьвинский городок. Через Лозьвинский городок шла основная дорога с Уральских гор в столицу Сибири – Тобольск.
За Ивделем болотистая местность сменяется гористой, много крутых поворотов, знаков ограничения скорости. Проехав 60 км от Ивделя по отличному асфальту, въезжаем в посёлок Черёмухово. Едем через центр всё время по главной дороге. Дорога – ужасная, разбитый асфальт, хорошо, что посёлок совсем маленький.
За Черёмухово населённые пункты следуют один за другим, все они, так или иначе, связаны с добычей и переработкой бокситов. С левой стороны по ходу движения видны огромные горы – отвалы с бокситовых шахт. В окрестностях Черёмухово и Североуральска сосредоточены основные месторождения бокситов – руды алюминия.
С правой стороны по ходу движения отчётливо видны Уральские горы, на переднем плане красуется гора Денежкин камень (высота 1493 м), вокруг которой расположен одноимённый государственный заповедник.
Останавливаемся, чтобы сфотографировать эту красивую гору.
Далее краем проезжаем промышленный город Североуральск, потом Бокситы, по объездной проезжаем Волчанск, Карпинск, Краснотурьинск, Серов.
Город Серов является крупным промышленным центром чёрной металлургии и машиностроения, здесь расположены такие сверхгиганты российской индустрии как: Металлургический завод им. А.К. Серова, Серовский завод ферросплавов и другие.
В Серов не заезжаем, объезжаем его по объездной дороге. При выезде с объездной на Т-образном перекрёстке (налево в Серов, направо на Екатеринбург), поворачиваем направо и сразу видим большую стоянку, кафе, АЗС. Решаем остановиться пообедать, размять затёкшие ноги. Точнее даже не пообедать, а что-то среднее между обедом и ужином, т.к. времени уже полпятого дня. За 12 с половиной часов проехали всего лишь 710 км. Не густо прямо скажем, а нам ещё ехать и ехать, если не хотим выбиться из графика.
Быстро обедаем и едем дальше. От Серова начинается федеральная трасса Р-352 Серов-Екатеринбург «Серовский тракт». Едем по ней в сторону Екатеринбурга. Проезжаем мимо отворота на Нижнюю Туру и первый отворот на Качканар. Отъехав от Серова на 150 км, останавливаемся на АЗС и заправляем полный бак. Через 9 км подъезжаем к двухуровневой развязке: прямо на Екатеринбург, направо на Пермь. Съезжаем с «Серовского тракта» в сторону Перми. Итого от Ивделя до отворота на Пермь 320 км практически идеального асфальта, трафик машин увеличивается по мере приближения к Екатеринбургу. Места обитания гаишников также попадаются ближе к крупным городам.
Трасса до Перми пустая, машин практически нет. Через 30 км после отворота на Пермь выезжаем на кольцевую развязку, первый отворот на Качканар пропускаем и сворачиваем во второй на Пермь. Через несколько километров пересекаем границу Пермского края. Сразу начинаются крутые подъёмы в гору - переезжаем главный Уральский хребет. Через 14 км от кольцевой развязки мы уже на вершине перевала, высота над уровнем моря 451 м.
На перевале стоит одна их самых красивых и высоких стел «Европа-Азия». Знак был установлен в 2003 году. Высота стелы 16 метров, на верхушке размещён двуглавый орёл. С двух сторон находятся композиции с надписями “Европа” (с фигурой грифона) и “Азия” (с фигурой льва). Если орёл символизирует Россию, смотрящую на запад и на восток, то грифон — это образ рыцарской доблести, встречающийся в целом ряде гербов европейских государств, а лев — одно из воплощений мощи и мудрости Востока.
Перед тем как покинуть Азию и въехать в Европу вылезаем из машины и фотографируемся на память.
Затем начинается горная дорога. Уральские горы, невысокие, но красивые и опасные, крутые повороты чередуются с крутыми спусками и подъёмами.
Качество дороги от начала Пермского края до города Чусовой отвратительное, асфальт плывёт – на дороге часто выпирают "вулканчики", которые объехать можно только по обочине или сбросив скорость практически до нуля. Если знак "кочки", то будьте осторожны, могут быть проблемы, если на скорости въехать. В Пермском крае – самые разбитые дороги среди всех регионов России, по которым нам пришлось ехать.
Проезжаем через кучу маленьких городишек: Промысла, Тёплая Гора, Горнозаводск. Наконец въезжаем в город Чусовой. От стелы «Европа-Азия» до Чусового 107 км ужасной разбитой дороги с серпантинами и крутыми спусками и подъёмами.
Город Чусовой расположен в месте слияния рек Усьвы и Вильвы с рекой Чусовой, в широкой долине, окруженной увалами, которые из-за достаточно глубоко врезанной долины имеют довольно крутые склоны. В Чусовом едем по указателям на Пермь (не промахнитесь, иначе уйдёте на Кунгур), переезжаем через реку Усьва с крутыми берегами.
За Чусовым дорога первые километров 10 представляет собой настоящий танкодром после бомбёжки, зато потом начинается сказка: новая трасса, с двумя полосами на подъёмах, шикарный асфальт, на такой дороге грех не нарушить правила и не прибавить газу, чтобы, хоть маленько, наверстать упущенное время, потраченное ранее на плохих участках. Правда уши закладывает как в самолёте, когда на скорости 130-140 км/ч скатываешься с горки, и вовремя надо тормозить перед крутыми виражами – дорога горная всё-таки.
Километров за 70 после выезда из Чусового дорога подходит к самому берегу реки Чусовая, точнее то, что с нею стало – Камское водохранилище. Камское водохранилище – один из крупнейших искусственных водоемов России. Водохранилище было наполнено в 1954 году после завершения строительства плотины, перегородившей долину Камы в черте города Перми. Подпор водохранилища распространился по реке Каме до устья реки Вишеры (около 350 километров), по реке Чусовой - на 153 километра от устья, по реке Сылве - на 120 километров, по Обве - на 90, по Иньве - на 80, по Косьве - на 60 километров. Подъем уровня воды составил 22 метра. Максимальная ширина водохранилища достигает 30 км.
Любуемся из окна машины красивыми, мелководными заливами, говорят, что здесь бывает много цапель, к сожалению как мы ни пытались разглядеть, никого не увидели.
Но место действительно красивейшее – так и хотелось остановиться и поставить здесь палатку, закинуть удочку, посидеть у костра.
Жаль, что фотографии снятые на ходу получились не совсем резкими.
Едем дальше, подъезжаем к кольцевой развязке: первый отворот на Березники, второй на Пермь. Поворачиваем на Пермь. Далее через 17 км мост через Камское водохранилище.
Сразу за мостом знак Пермь на белом фоне. Итого от Чусового до Перми получилось 120 км практически идеальной дороги (если не считать первых 10-ти километров).
На въезде в Пермь заканчивается великая стройка XXI века: «Северная широтная автомагистраль». Нами было пройдено по дороге будущего 1500 км. Качество покрытия дороги самое разное: был и отвратительный участок из скальника, были и плиты, был и раздолбленный асфальт, но были и настоящие автобаны.
Итак, мы в Перми. Название города происходит от вепсского слова Парэ Маа – «далёкая земля». Места эти были заселены ещё с каменного века, но городом Пермь стала только в 1723 году. Современная Пермь – третий по площади (800 кв. км) город в России после Санкт-Петербурга и Москвы. Четвёртый по уровню средней зарплаты после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Вообще Пермь всегда была зажиточным городом, сначала здесь жили богатые купцы, торговавшие пушниной и золотом, затем при Петре I началось строительство заводов по выплавке меди. В настоящее время экономика города характеризуется, прежде всего, развитой тяжёлой промышленностью. По объёму промышленного производства Пермь занимает первое место на Урале, опережая по этому показателю превосходящие его в численности населения Екатеринбург, Челябинск и Уфу!
В городе много красивых старинных зданий, но есть в городе и очень интересные необычные памятники. Один из них - собственная царь-пушка, занесенная в Книгу рекордов Гиннеса. Другая скульптура – «пермяк - солёные уши», где каждый желающий может сфотографироваться, вставив лицо в овальную бронзовую рамку с большими ушами. А как появилось само прозвище? В этих краях издавна добывали соль. Когда грузчики несли огромные мешки с солью, она высыпалась, разъедая уши, которые распухали и краснели. По этому признаку на Урале сразу "вычисляли" пермяков.
В последние годы Пермь всё чаще звучит в криминальных сводках. Так в декабре 2009 года в ночном клубе «Хромая лошадь» произошёл самый крупный по числу жертв пожар в постсоветской России, повлёкший смерть 156 человек.
Но вернёмся к нашему рассказу. На часах уже пол-одиннадцатого вечера, пора бы определиться с местом для ночлега. Едем по восточному обходу. Эта трасса новая и ещё не обжитая – на дороге ни души, кругом лес, нет ни одной кафешки или АЗС. На очередной развязке сворачиваем на южный обход. Трасса южного обхода тоже новая, но уже имеется одна заправка Лукойла, останавливаемся на ней заправиться и спросить, где можно переночевать. В ответ нас отправили куда-то в город. Плутать по большому городу никакого желания нет, поэтому едем дальше по южной объездной, авось повезёт. Проезжаем по новому Краса́винскому мосту через реку Кама. Это самый большой мост в Пермском крае и третий по длине в России, длина моста составляет 1736,95 метров. К сожалению уже стемнело, и сфотографировать Каму не получилось.
В довершение ко всему перестал работать радар-детектор, который перед тем как вырубиться просто пискнул напоследок, и всю оставшуюся дорогу мы ехали без радара по старинке, пристроившись сзади за кем-нибудь из местных.
Едем дальше. Уже на выезде из Перми, увидели гостиничный комплекс. Ура, мы спасены! Гостиничный комплекс под названием «Канары» - это деревянные домики с двумя двухместными номерами, стоимость почасовая – 100 рублей в час за один номер. Сняли весь домик - зато никто не будет мешать - ляпота! На часах уже 12 часов ночи, в дороге провели 19 с половиной часов, поэтому перекусив колбасой, взятой в дорогу, рухнули на кровати.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...