...хотя подтверждать компетенцию, "работой на СТО", это действительно смешно и история о "правке" юбок поршней тоже сомнительна(с точки зрения результата - лучше менять), я, тем не менее подтвержу тот факт, что при встрече поршня с клапанами нарушения геометрии поршня возможно. Но именно на доли мм. Я редко встречал на СТО людей, имеющих серьезное профильное образование, скажем по электронным системам управления или по ДВС. Максимум какой-то автодор, а обычно техникум/ПТУ и т.д. и хорошо если не на "тройки". Есть люди с опытом, но никакой опыт никогда еще не заменял знания...
Что касается пружины/плунжера, то, чтобы понять "кто главный", стоит вспомнить физику и прикинуть, какое усилие этой пружины в рабочем, сжатом состоянии и какое усилие дает масло, тем более на Х.Х. В итоге увидим, что давлением развивается усилие ~1,5...5кг(при условии, что диаметр плунжера около 1,5см), а сколько пружина - нужно хоть "пальцем" оценить. Первична пружина, совместно с давлением создается преднатяг ведомой ветви цепи, а храповый шток страхует от продавливания всего механизма вместе с башмаком "назад". Продавливание может произойти в момент резонансных крутильных колебаний привода и особенно при попытке запуска с буксира. Осталось понять, почему заклинила собачка штока. ИМХО элементарная мусорина/стружка/кокс от масла.