ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЧАСТЬ 3. ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ…
День 1 (4 июля 2009г).ПОЕХАЛИ!!!!
Палатка, тент, спальники, столик со стульями, костровые принадлежности и прочие необходимые вещи упакованы и уложены в багажник. УРА! ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДА!
Едем по Чуйскому тракту в сторону гор.
Первая остановка на въезде в республику Алтай. Здесь установлен памятный знак « Алтай – сердце Евразии». Памятный знак установлен по инициативе Президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
Горный Алтай издревле считается прародиной тюркских народов. Именно здесь был образован первый Тюркский каганат – многонациональное государство.
Памятный знак представляет собой композицию в виде шести дуг, скрепленных большим ободом и образующих символичный купол – стилизованный аил (юрта). В основании памятного знака лежит шестигранный ковер (ширдек) из брусчатки, в центре очерчен очаг (пуповина Земли) и высится девятиметровая стела – символ мирового древа, связующего Землю и Небо. Венчает ее золотая фигура «Алтын казык» («Полярная звезда»).
На стеле высечено «Послание потомкам» на русском, алтайском и древнетюркском языках, которое гласит:
Послание потомкам
Мы этот памятный знак воздвигли в Горном Алтае - "центре мироздания", на том месте, где древние племена собирались для решения государственных дел, откуда батыры на аргамаках уходили в походы, народ устраивал праздники и созидания в честь знаменитых событий.
Здесь берет начало тюркская цивилизация.
Потомки помните о своих корнях, гордитесь деяниями предков и достойно несите свое имя.
Да снизойдет на нас благословение Вечного Голубого Неба.Аналогичное «Послание потомкам» высечено на шести тумбах по периметру площадки – на татарском языке (латиница), английском, японском, корейском, турецком и фарси.
Проехали через стационарный пост на границе республики Алтай, никто не остановил. Въехали в село Майма – одно из самых крупных сел России. Влево от тракта уходит дорога на Горно-Алтайск – столицу Республики Алтай. Расстояние от Маймы до Горно-Алтайска по карте — 9 километров, но в действительности Майма практически слилась с Горно-Алтайском. В Майме есть заправка «Ника». Да, чуть не забыл, в Алтайском крае и в Республике Алтай бензином «Сибнефти» торгуют заправки фирмы «Ника», поэтому мы старались заправляться только на этих заправках.
Проехали мимо отворота на озеро Ая, излюбленное место отдыха для многих приезжих. На озере мы уже были в прошлые годы несколько раз. Можно покупаться, позагорать, кафешек море, и народу тоже.
Следующую остановку делаем возле памятника русскому писателю Вячесла́ву Я́ковлевичу Шишко́ву (1873-1945). Его произведения посвящены настоящему и прошлому Сибири. Главные его произведения: романы «Ватага», «Угрюм-река», историческая эпопея «Емельян Пугачев», повести «Тайга», «Пейпус-озеро».
Для начала 20-го века Шишков имел редкую специальность — устроителя водных путей, грунтовых и шоссейных дорог. Благодаря такой профессии, судьба привела его в Сибирь, где он жил с 1894 по 1915 г.г. Будущий писатель исколесил всю Сибирь — по суше и по воде: вдоль Лены, Енисея, Пинеги, Вычегды, Северной Двины, Сухона, каналов на Шескне и Вышнем Волочке. Благодаря разработанному им проекту был создан знаменитый Чуйский тракт в Горном Алтае, по которому мы сейчас и путешествуем.
Напротив памятника располагается небольшой базарчик с сувенирами, а также доисторический мини-парк с чучелами мамонта, носорога, саблезубого тигра. Можно прокатиться на живом верблюде.
Через 10км сворачиваем направо к мосту через Катунь. Наш путь лежит через территорию «Бирюзовой Катуни». Въезд платный, сейчас уже не помню, сколько заплатили, но точно не много. На сегодняшний день «Бирюзовая Катунь» - единственная из всех особых экономических зон туристско-рекреационного типа в России, которая уже принимает отдыхающих. Численность отдыхающих в летнее время на искусственном водоеме может достигать 5-6 тысяч человек в день!!! На сегодняшний день на территории функционируют:
- Горнолыжный комплекс, включающий 3 горнолыжные трассы, оборудованные бугельным и детским подъемниками.
- Аквапарк "Водные горки" расположен на территории искусственного озера.
- несколько ресторанов.
- четырёхэтажная гостиница.
- кафе в виде парусника 18-го века на берегу озера.
- различные аттракционы на воде.
- оборудованы теннисные корты, волейбольная площадка, тир и бильярд.
Все это замечательно, но нам туда не надо. Мы как в песне:
-Люди сосланы делами,
-Люди едут за деньгами,
-Убегают от обиды, от тоски...
-А я еду, а я еду за мечтами,
-За туманом и за запахом тайги.
Переехав мост, сворачиваем налево в сторону Тавдинских пещер. Еще пару километров и мы на месте.
Эххх… Как же все изменилось здесь. Еще 10 лет назад мы свободно шарились по пещерам с фонариками, стукаясь лбом о потолок, спотыкались и скользили по мокрым камням, боясь отстать от впереди идущего. Сейчас в пещеры провели освещение, в опасных местах поставили ограждения. Вход в пещеры заградили, от безбилетников. Толпы народа с экскурсоводами, идут одна за другой. От романтики и приключений не осталось и следа. И все-таки мы покупаем билеты и идем с экскурсией только ради того, чтобы показать пещеры своим детям, которые еще здесь не были.
Тавдинские пещеры - массив из большого числа пещер (около 30-ти). Протяженность скал с пещерами составляет около 5 км. Входы в пещеры находятся в отвесных скалах и утесах, большая часть из которых легко доступны.
Полазив по пещерам и перекусив бутерами, переезжаем обратно мост, и едем дальше по Чуйскому тракту. Следующая остановка через 18км у туркомплекса «Царская охота». Наша цель попасть на Камышлинский водопад. Для этого мы перешли по пешеходному подвесному мосту через Катунь, и двинулись дальше по хорошей тропе. От моста до водопада надо пройти километра два. Через каждые 200-300 метров стоят лавочки для отдыха, урны для мусора, идти пешочком, дыша настоящим чистым воздухом одно удовольствие. Кругом бушует растительность, настоящий парк юрского периода.
Вот и показался водопад. Река Камышла с шумом и грохотом падает с отвесного уступа высотой 11 м. Народу тьма тьмущая. Любуемся на водопад со стороны, обидно, что не догадались купальные причиндалы с собой взять.
Обратно вышли той же тропой через подвесной мост.
Едем дальше. Въехали в село Усть-Сема. Здесь Чуйский тракт уходит направо через Катунский мост. Мы же, не сворачивая, едем прямо, отсюда берет свое начало Чемальский тракт. Природа вокруг резко изменилась, начались прижимы к реке, окружающие горы подросли в высоту, река Катунь из почти равнинной превратилась в настоящую горную бурную реку с нехилыми порогами. Чем дальше от Усть-Семы, тем меньше стало попадаться скоплений палаток, туркомплексов и прочих кемпингов. Расстояние между деревнями тоже увеличилось.
Следующий наш визит должен был состояться на так называемые «Чепошские ванночки» - это объемные каменные углубления, вода в которых летом успевает прогреваться, создавая комфортные условия для купания. Но здесь нас поджидал первый облом, т.к. вся территория вокруг «ванночек» оккупирована колючей проволокой различных домов отдыха, цена за проживание в которых не входила в нашу смету расходов. Делать нечего уезжаем не солоно хлебавши.
Мы еще не знали, что это только первый облом. Второй облом случился практически через 10 минут, когда мы решили свернуть с трассы в село Аскат, с целью остановиться на ночевку на турбазе «Аскат» и если останется время забраться на обзорную гору Луковка, посетить «голубые озера» (то же самое, что и «Чепошские ванночки», но на другой стороне Катуни). Итак, переехав шикарный, асфальтированный мост через Катунь дорога вдруг исчезла. Проехали по грунтовке после моста еще с километр, уперлись в деревянный настил через ручей (мостом назвать это сооружение у меня язык не поворачивается) и торчащие из земли острые камни (не раз вспомнил «добрым» словом низкую посадку машины и ее разработчиков-корейцев). Кирдык, ахтунг, пипец, приплыли. Проклиная так и не обнаруженную турбазу, корейцев, дорогу, и всех остальных, поворачиваем назад. Карябая днище о камни, выползаем снова на трассу и двигаемся дальше в сторону Чемала.
Теперь нашей главной задачей является, где бы остановиться переночевать. Спать на трассе неохота, а съездов с дороги, чтобы подъехать к реке, как мы убедились, проходимых для нашей машины нет. Так, глядя постоянно в сторону реки, доехали до Чемала. Покатались по Чемалу, авось повезет, и наткнемся на какой-нибудь кемпинг или палаточный лагерь – все безрезультатно.
В Чемал мы еще вернемся, но об этом позже. В тот день мы проехали Чемал и двинулись дальше на юг вдоль Катуни. Проехав километра четыре, увидели кемпинг «Ворота Сартыкпая», здесь и решили остановиться на ночь. Все стоянки оборудованы столами, скамейками и грибками от дождя.
За день проехали 200км. Погода: +34оС, ясно.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...