В последнее время идет большая неразбериха вокруг того, как именно собирают или дособирают автомобили корейских брендов на заводе АВТОТОР. Забегая вперед, скажу, что неразбериха исключительно информационная. Вакуумом пользуются менеджеры по продажам авто - говоря клиентам, что на заводе исключительно прикручивают колеса и не более. Дабы не разбивать некий стереотип о якобы криворукости российских сборщиков. Именно этот информационный пробел мы и отправились заполнять в Калининград.
Непосредственно на месте нам оказал помощь и провел экскурсию по заводу лично исполнительный директор «Автотор Холдинг Менеджент» Владимир Чапля. Несмотря на высокую занимаемую должность, чувствовалось, что человек непосредственно участвует в организации процесса на производстве.
В жизни завода в в 2017 году уже было несколько знаменательных событий – это 20 лет с выпуска первого автомобиля- это был киа кларус. А также реновация некоторых цехов завода и запуск полного цикла производства некоторых моделей по принципу SKD – где к привычному сборочному циклу добавляются еще сварка кузовных элементов и окрас будущего автомобиля. Штамповочного цеха на данный момент не предусмотрено – заготовки будущих кузовных элементов приходят напрямую из Кореи морским путем.
Есть отличная поговорка: порядок на рабочем столе – порядок в голове. Это на все 100 процентов относится к автоторовцам. Чистота и порядок на заводе – причем во всех цехах от логистического до сварочного. Конечно можно сказать, что тут не автосервис? А люди занимаются сборкой новых автомобилей – но, господа, поверьте если подчиненные чувствуют слабину – сразу начинается халатность.
Русские руки и качество производства.
Инертность сознания многих сограждан до сих пор позволяет им проводить аналогию между качеством сборки и локализацией производства. Но, во-первых, сейчас минимум автомобилей производятся на родине бренда, во-вторых, уже не первый год многие марки открывают производства в РФ и вроде бы неплохо справляются. Показательным решением – недавнее подписание договора о строительстве завода Мерседес-Бенц в Подмосковье. Не думаю, что марка которая так дорожит своей репутацией стала бы делать такие шаги, если не было бы уверенности в качестве продукта.
Чем это достигнуто: качество и количество российского «раздолбайства» не уменьшилось с годами не в качестве ни в количестве – это факт. Задача автоторовцев – свести эту цифру к минимуму и загнать в рамки допусков по браку.
В помощь этому автоматизация и многоуровневый контроль.
Роботизация производства зависит не от количества денег (как могло показаться), а всего лишь от экономической целесообразности и местами от трудоемкости и сложности процесса. Например, на автоторовском заводе БМВ уровень роботизации и автоматизации гораздо ниже, чем на КИА, несмотря на, казалось бы, премиальность бренда. Вся простота показана в цифрах – бмв выпускает порядка 60.000 авто в год, а киа выпускает порядка 150.000 в месяц. Почуствуйте разницу
на бмв робототизации подвергся лишь этап установки торпедо в bmw х1 и заднего ряда сидений в виду габаритов и веса сборной детали.
Второй момент борьбы с «раздолбайством» – автоматизация и контроль на местах. Современное оборудование Atlas Copco (установлено на всех заводах Автотор) позволяет моментально менять момент затяжки при сборке узла: то есть оператор сканирует штрих- код детали, а оборудование автоматически выставляет нужный момент затяжки. Все «логи» хранятся в базе данных 15 лет и включают в себя вин модели, номера деталей, моменты затяжки и персональные данные исполнителей. Которые несут полную ответственность, вплоть до уголовной (если возникнет вопрос о халатности на производстве при монтаже систем, которые влияют на безопасность движения) Все люди осведомлены об этом – не знаю действует на них данный факт или нет. На рабочих местах также присутствуют механические динамометрические ключи – на редкий случай выхода из строя пневмолинии или других элементов автоматизации. Система также имеет многоуровневый контроль (прямо как на военном заводе), а именно: в операции следующего оператора входит повторная проверка момента затяжки «жизненно важных» элементов авто.
В виду того что на заводе KIA ведется сварка кузова – есть отдельная комната где компьютером проверяется геометрия - то есть выборочно выдергивают кузов с конвейера на аудит, также присутствуют эталонные формы для деталей: процент отклонения от эталона допускается на уровне 98 %.
После изготовления авто идет проверку углов установки колес – именно тут автоторовцы постелили две «лестницы» перед стендом – именно они помогают протрясти всю подвеску перед регулировкой. В противном случае могут быть проблемы с уводом автомобиля. Далее авто идет на мощностной и тормозной стенды. И потом перегоняется в камеру, где проливают водой под давлением с целью обнаружить протеки лобового стекла или панелей кузова. После всех проверок авто попадает в руки «сторонней организации» которая не имеет никакого отношения к Автотору, а подчиняется напрямую руководству бренда. Эта организация должна проверить авто на соответствие нормам по множеству пунктам. При наличии дефектов – начисляются штрафные баллы – допуск 50 баллов в противном случае автомобиль возвращается на доработку обратно на завод. Далее идут испытательные тесты на треке и уже потом авто попадает в железнодорожный вагон и отправляется в один из многочисленных городов России. Исключение составляет только Калининград – местным дилерам разрешено забирать авто прямо с завода.
Далее был посещен автомобильный кластер – огромная территория в 1 млн га в калининградской области. На данный момент завершаются работы по инженерно-техническим направлениям, дороги, коммуникации, ЛЭП и тд. В виду того, что некоторые участки достигали перепада высот прядка 14 метров – площадка была выровнена. Далее тут будет размещаться автозавод – какой именно? Пока загадка и для самих автоторовцев – ясно лишь одно – желающих много, сейчас ведутся переговоры – ну и победит тот, кто предложит самые сладкие условия контракта.
В Калининградской области также присутствует завод по сборке грузовых авто. Он относительно молод – 2012.
В основном там производят HD78 и HD120, с разными надстройками. Единственная отличительная особенность – машины на конвейере идут задом наперед. Это обусловлено оптимизацией процесса- чтобы попасть машине с конвейера в следующий цех – ей достаточно чуть сдать назад и поехать правее- вместо долгого разворота – под который, потребовалось еще и дополнительное пространство. Логика во всем
JВ завершении, я не хочу делать какие-либо резюмирующие выводы. Я всего лишь максимально подробно описал увиденное. Выводы каждый сделает для себя сам. Спасибо!