Будем с нетерпением ждать продолжения! А интересно-в других городах перед этим нигде не видели плакатов типа " 2 июня трам-пам-пам " Ну как у нас перед 9 Мая все автобусные остановки героическими плакатами обклеены.
Нет не видели. Итальянцы очень своеобразный народ.
Продолжу.
Мы решили не ждать торжественного прохождения, а отправились осматривать сооружения изнутри.
Вход в них платный. Билеты продают в здании справа от входа.
Так как посещение башни и музеев было временно закрыто, мы приобрели билеты по 8евро (только для входа в Собор, Баптистерий и усыпальницу Кампо Санто).
Строительство собора началось в 1064г. под руководством итальянского архитектора Buscheto. Финансирование шло за счет десятины от трофеев, полученных при захвате у мусульман сицилийского Палермо в 1063г. Автор не дожил до окончания строительства и был похоронен у стены храма. Строительство продолжил архитектор Rainaldo.
Собор был освящен 1118 году Папой Геласием II.
Первоначально собор имел форму равностороннего греческого креста.
Нынешний вид латинского креста с вытянутой «ручкой» здание приобрело в результате восстановительных работ после пожара 1595г., выполненных архитекторами мастерской Giambologna, в том числе Gasparo Mola (1571 – 1640гг.).
Гранитные колонны, поддерживающие свод собора изнутри, ранее стояли в мечети г. Палермо и были вывезены в Пизу в качестве контрибуции.
Прямо над алтарем видна люстра, которую называют «Лампой Галилея».
Существует легенда, озвученная Винченцо Вивиани, что в 1583г. 19летний Галилей во время богослужения, наблюдая за движением люстры, подвешенной к потолку, обнаружил, что продолжительность ее колебаний, как вдоль больших дуг собора, так и вдоль средних и малых, одинакова, хотя расстояние, пройденное люстрой разное.
Так якобы великий ученый, установил закон изохронности колебаний маятника (независимость периода колебаний от величины отклонения), опубликованный позже. Нынешняя люстра Галилея не застала, была установлена позже, а оригинальная храниться в одной из часовен соседнего кладбища Кампосанто.
Большая мозаика апсиды Спас в силах в окружении Богоматери и Иоанна Богослова, на фоне которой Галилей наблюдал за люстрой, была выполнена в 1302г. известным итальянским художником Cenni di Pepo (1240 – 1302) по кличке Чимабуэ. Она чудом пережила пожар 1595. Эта работа является последней работой художника и одна из очень немногих, для которых его авторство документально установлено.
В соборе выставлено большое количество скульптур, выполненных в 1678-1686гг. скульптором Giovan Battista Foggini (1652 – 1725гг.)
Кафедра, шедевр скульптурного искусства XIVв. работы Giovanni Pisano (1302-1310), пережила пожар, но демонтированная на время реставрационных работ, была возвращена в собор только в 1926г.
На панелях кафедры изображены барельефы с эпизодами из жизни Христа.
Кариатиды, поддерживающие свод кафедры, символизируют добродетели.
Информация о первоначальном местоположении кафедры собора не сохранилось, так же, как и была ли в этом месте мраморная лестница, поэтому ее установили на место временной кафедры.
В соборе экспонируется очень почитаемая итальянцами икона XIIIв. «Мадонна с младенцем», известная как Madonna di sotto gli organi предположительно работы Berlinghiero Berlinghieri (конец XIIв. – 1236г.). Свечи, к сожалению, бутафорские с электрическими лампочками.
Орган в соборе был изготовлен в 1831 – 1835гг. Инструмент был восстановлен к юбилею в 2000 г.
27 картин, изображающих эпизоды из Ветхого Завета, были выполнены в XVI – XVIIвв. известными тосканскими художниками Andrea del Sarto (1486 – 1531гг.), Giovanni Antonio Bazzi (1477 – 1549гг.) и Domenico Beccafumi ( 1486 – 1551гг.).
В соборе хранятся мощи покровителя Пизы Святого Раньери и императора Священной Римской империи Генриха VII Люксембургского, умершего в Buonconvento во время осады Флоренцию. Гробница была изготовлена Tino da Camaino в 1313-1315 и ее часть сейчас находится в соборе.
Выход из собора был завешен тканью. На приятном сквознячке щебетали о чем-то своем симпатичные молодые итальянки.
Как и в большинстве итальянских соборов ворота бронзовые. Барельефы на них выполнены с большим искусством и тщательно проработаны.
Рядом с собором по традиции расположено кладбище.
В XIIв. участник третьего крестового похода архиепископ Пизы Ubaldo Lanfranchi (... – 1207г.) привез грунт из Святой земли с горы Голгофа, который высыпал неподалеку от собора. На этом месте начали хоронить граждан, мечтавших таким способом автоматически попасть в рай.
В 1278 архитектор Giovanni di Simone начал строительство стен крытого кладбища. Однако вследствие поражения Пизы в противостоянии с Генуей в 1284г., строительство было на долгое время заморожено.
В 1360 – 1464гг. строительство, наконец, были завершено.
Роспись стен была выполнена художниками Taddeo Gaddi (1290 – 1366гг.), Piero di Puccio (1355-1400гг.), Benozzo Gozzoli (1421 – 1497гг.).
Здание имеет форму прямоугольника с внутренним двориком.
Для погребения первоначально использовались полости в полах.
С XVI века начали повторно хоронить в старых римских саркофагах, которые в то время были установлены вокруг кладбища.
Наиболее старые саркофаги датируются вторым веком до нашей эры.
В XIXв. на кладбище были перевезены саркофаги и надгобные скульптуры из окрестных церквей, в результате оно кроме прямого назначения стала исполнять функцию музея.
Захоронения продолжались по прежнему. Такой чести удостаивались политические деятели, профессора университета Пизы, церковные иерархи.
В частности мы поклонились уроженцу Пизы, знаменитому математику Leonardo Pisano (1170 — 1250) по прозвищу Фибоначчи.
Его фамилия (точнее прозвище) сейчас на слуху благодаря числам Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, 4181, 6765, 10946, … в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. Они используются для описания процессов в самоорганизующихся системах. Эти числа были получены Фибоначчи при решении задачи о размножении кроликов:
Спрашивается, сколько пар кроликов родится за год от одной пары, если кролики начинают приносить потомство со второго месяца и каждая пара через месяц производит на свет еще одну пару?
Современники оценили его вклад в тогдашнее образование, т.к. он обобщил почти все арифметические и алгебраические сведения того времени в «Книге абака» (Liber abaci, 1202; дошедшей до наших дней в виде дополненной рукописи 1228г.).
Надгробная скульптура достигла в Италии своего расцвета.
Вот надгробие известного астронома, профессора пизанского университета Ottaviano Fabrizio Mossotti (1791 – 1863).
Вы спросите, при чем тут обнаженная девушка? Ответ напрашивается сам собой: даже на пляже девушка штудирует лекции профессора. Правда методом втирания, ну у кого как получается.
Или вот надгробие писателя, публициста и коллекционера Francesco Algarotti (1712 – 1764гг.)
Он был крупнейшим в XVIII веке авторитет в области искусства, конфидант Фридриха Великого, издавший книгу о путешествии в Россию и подобравший для саксонских курфюрстов исключительное по качеству собрание живописи, которое сейчас составляет основу собрания Дрезденской картинной галереи.
До Второй мировой войны известность кладбища Кампо-Санто значительно превышало славу расположенной рядом колокольни.
Но 27.07.1944г. во время бомбардировки англо-американской авиацией в кладбище попала бомба, вызвавшая сильный пожар.
Немецкому гарнизону, оккупировавшему город, было не до спасения архитектурных памятников, крыша обрушилась, погребя под углями фрески, саркофаги и скульптуры. Особенно сильно они пострадали от расплавленной пожаром свинцовой кровли.
В 1945г. начались реставрационные работы, которые продолжаются до настоящего времени.
В кладбище устроены три часовни.
Самая старая - chapel Ammannati (1360г.) названа по расположенной рядом могиле преподавателя медицины местного университета Ligo Ammannati. Во второй - chapel Aulla (1518г.), установлен алтарь работы скульптора Giovanni della Robbia (1469–1529) и «люстра Галилея». Во время нашего посещения обе эти часовни были закрыты.
Осмотреть удалось только chapel Dal Pozzo (1594г.), построенную по распоряжению архиепископа Пизы Carlo Antonio Dal Pozzo (1547–1607гг.). В ней с 2009г. хранится собрание мощей из Собора. Наиболее почитаемые:
- мощи одиннадцати апостолов (как известно всего апостолов было двенадцать)
- два фрагмента креста, на котором был распят Исус
- шип из тернового венца Исуса
- фрагмент платья Девы Марии.
В часовне было совершенно безлюдно. Видимо только в Ватикане, можно посмотреть такое количество христианских святынь в одном месте..
У входа в кладбище в стену вмонтированы фрагменты цепей, которые перекрывали вход в средневековый порт Пизы, находившийся на побережье Средиземного моря ( не далеко от старой крепости в северной части современного г. Ливорно).
После поражения Пизы в сражении при Meloria в 1285г., победители доставили цепи в Геную, где они хранились в храмах и на фасадах городских зданий.
Они были возвращены в Пизу только после создания объединенной Италии в XIXв.
После этого мы перешли в Баптистерий(от лат. baptisterium крестильня).
Его строительство началось в 1152г. на месте существовавшего ранее другого здания, по одной из версий иудейского храма Соломона. Строительством руководил архитектор Diotisalvi. Его автограф есть на одной из колонн внутри здания.
Это самый большой баптистерий в Италии: его диаметр составляет 107,24 м, толщина кладки у основания 2,63 м, высота 54,86м. Купол покрыт разными материалами: красной черепицей со стороны моря и свинцовыми листами с восточной стороны. Вероятно, причина различий в охвате следует искать в недостатке денег, а также отсутствие фресок на потолке, которые по первоначальному проекту были запланированы.
Как и большинство зданий на Домской площади баптистерий имеет небольшой наклон (в сторону собора)
Первоначально скульптура Иоанна Крестителя на вершине отсутствовала. Там было отверстие, через которое свет и дождевая вода попадали на большую восьмиугольную купель, которая была изготовлена в 1246г. скульптором Guido di Bonagiunta Bigarelli (1220 – 1257гг.) и бронзовую фигуру Иона Крестителя выполненную скульптором Italo Griselli.
В купель могут поместиться несколько взрослых человек. Во время нашего помещения она стояла без воды, что было как-то не правильно.
Заканчивал строительство Баптистерия архитектор Nicola Pisano (1215 – 1278).
Он же в 1257-1260гг. изготовил кафедру, на панелях которой изображены сцены из жизни Христа, а рисунки на колоннах символизируют добродетели.
В XIXв. под руководством архитектора Alessandro Gherardesca (1777 – 1852гг.) были проведена реконструкция Баптистерия.
Работы длились 15лет и вызвали большую критику современников. Были сняты оригинальные скульптуры, а их копии установлены ярусом выше. Часть скульптур экспонируется в местном музее, остальные были утеряны.
Вообще налицо странное отношение к культурному достоянию очень характерно для итальянцев с средних веков и до наших дней. Помните аналогичную историю со скульптурой Raffaele Luigi De Ferrari в Генуе? Я больше скажу , началось это еще в средние века с Венеции, когда они ухитрились потерять одну из трех триумфальных колонн. Я об этом еще наверно напишу.
При осмотре баптистерия я решил подняться на верхний ярус, раз уж в колокольню нас не пустили.
Наверх ведет довольно крутая лестница (говорят в колокольне аналогичная).
Верхний ярус широкий. На нем может поместиться довольно много народу.
С него открывается замечательный вид на купель и кафедру.
И не менее замечательный вид на соборную площадь.
Митинг вроде закончился, но народ не расходился и чего-то ждал.
И тут раздался рокот вертолета. Ага, тут еще воздушный парад будет!
Три заслуженных Bell UH-1H «Iroquois» известных по вьетнамской кинохронике, вернее их итальянские лицензионные копии АВ.205А-1 фирмы Augusta, пролетели друг за другом, чуть не касаясь лопастями Пизанской башни.
Внизу «штурман» рассказала, что пока я снимал воздушный парад, какая-то тетенька очень недурственно спела оперную арию. Акустика в баптистерии великолепная.
На улице народ разбрелся по газону до самой крепостной стены.
Рядом с Баптистерием расположены ворота Льва (Porta del Leone) построенные в XIIв.
Название произошло из-за мраморной скульптуры царя зверей, вероятно, этрусского происхождения, установленной в нише, в качестве защитника города. После оккупации войсками Генуи лев был перемещен на стену над воротами и направлен внутрь города, как надсмотрщик за горожанами.
Одновременно еврейской общине разрешили устроить кладбище около ворот, чтобы затруднить проход. На его месте затем и образовалось Camposanto.
А за воротами сохранилась самая известная сторожевая башня древней Пизы.
Строительство башни Санта-Мария (Porta Santa Maria) датируется 1155-1161гг. для прикрытия северо-западной стены крепости. Он сохранилась в несколько измененном виде в результате реконструкции XIXв.
Из-за разрастания кладбища у стен собора понадобились новые ворота
Ворота Porta Santa Maria в западной части стены были построены во время правления Медичи в 1562 году и сейчас называются Новые ворота (Porta Nuova). Современные туристы именно через них попадают на площадь Дуомо.
Перед ними, как и повсюду в Италии, дежурят «живые скульптуры».
Тоскливая работенка. Кто во время службы в армии стоял в карауле перед знаменем части, тот меня поймет. А кому не довелось - пусть верит на слово
Снаружи, слева от ворот работал MacDonalds. Время близилось к обеду и мы на 7евро набрали гамбургеров, картошки и коктейлей. Перекусили прямо на стоянке, разглядывая европейскую версию Kia Rio с гордой наклейкой «7 лет гарантии». Все-таки держат нас корейцы за страну третьего мира!
За два часа стоянки заплатили мужику в будке 4евро.
Снова проехали мимо Новых ворот, перед которыми толстые полицейские тетеньки пытались втиснуться в служебный автомобиль и расслабленно покатили в сторону автомагистрали.
А зря, между прочим, расслабились. Проскочили развязку, хотя навигатор нам напоминал!
Еле развернулись. Дорога узкая двуполостная с очень интенсивным движением (потому что бесплатная)
Платная магистраль совершенно свободная. Систематически обгоняют вот такие «зверюги»: