О дополнительном оборудовании и о гарантии
:)спасибо Виталику (hohol2107)
В РФ нет закона, который запрещает владельцам автотранспортных средств устанавливать дополнительное оборудование, не влияющее на обеспечение безопасности дорожного движения.Возникающие проблемы с дилерами о сохранении гарантийных обязательств при установке дополнительного оборудования являются прямым нарушением "Закона о защите прав потребителей".
При продаже автомобиля покупателю предлагается заключить двусторонний договор (за подписью двух сторон и печатью организации-продавца), в котором может быть указан запрет на установку доп.оборудования "на стороне". Пункт договора купли-продажи или условий гарантийного обслуживания, обязывающий вас покупать и устанавливать что-либо у официального дилера, будет признан ничтожным в первом же заседании суда, поскольку он чересчур очевидно противоречит федеральному праву.
Обманывают своих клиентов многие автодилеры. Обман заключается в навязывании так называемых "допов" (дополнительное оборудование). Если вы покупаете машину в кредит, то вы уж точно никогда и ни при каких обстоятельствах не сможете на ней уехать из салона, пока не заплатите за установку "допов" как минимум еще тысячу долларов. Хотя, бывают исключения.
Если вы покупаете автомобиль за наличный расчет, дело обстоит чуть проще. Вам просто говорят, что за установку сигнализации, других охранных систем, музыки, антикоррозийное обслуживание, защиту картера и т.д., сделанные не у продавца, вас снимут с гарантии, которая, между прочим, составляет 2 года без ограничения пробега. То есть не производитель машины в лице уважаемой компании, а всего лишь посредник в лице автосалона, может наплевать на Конституцию Российской Федерации, на Закон о защите прав потребителей и т.д. Но все по порядку.
Каждый наш читатель должен знать, что он свободный человек и никто никогда не имеет права ему что-либо навязывать. Для убедительности процитирую статью 16 федерального закона "О защите прав потребителей": "...Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)... Условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными". Другими словами, никто не может вам по старой советской традиции втюхивать что-либо "в нагрузку". Шантаж незаконным снятием с гарантии является чистейшей воды обманом, аферой. А значит, когда клиента вынуждают ставить "допы" в салоне, можно квалифицировать это как изъятие средств гражданина незаконным путем. И даже в тех случаях, когда вы по каким-либо причинам не прошли очередное ТО на станции дилера или залили масло, купленное в обычном магазине, а не у дилера втридорога, вы все равно имеете полное право требовать бесплатного ремонта от продавца до тех пор, пока не истечет заводская гарантия. Все, что нужно покупателю, - знать свои права и уметь написать претензию с требованием о гарантийном ремонте.
Суд, если до него дойдет дело, будет однозначно на стороне потребителя. Обманутый потребитель даже освобождается от уплаты госпошлины при подаче заявления.
Данный вопрос комментируют:
• Консультант отдела юридического обеспечения ТУ "Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу" Вячеслав Арсентьев:
- Существует 2 вида гарантии - гарантия автосалона и гарантия по закону. Установление гарантийного срока автосалоном не является обязательным. Это условие прописывается в заключаемом договоре купли-продажи. А вот гарантия по закону остается у потребителя независимо от подписываемого им договора. Такая гарантия будет действовать в течение 2 лет после покупки автомобиля. Потребитель вправе требовать ремонта в случае обнаружения в автомобиле недостатков (ст. 19 закона "О защите прав потребителей", ст. 477 ГК РФ). Таким образом, автосалон может лишить своей гарантии (к примеру, 5-летней), но останутся требования закона, которые он обязан соблюдать и осуществлять гарантийный ремонт в течение 2-летнего срока. И даже если установлено, что поломка произошла по вине автовладельца, в том числе из-за дополнительного оборудования, в случае последующих поломок производитель (автосалон) обязан принять автомобиль по гарантии.
В случае лишения гарантии автосалоном, потребитель вправе обратиться в ТУ "Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу", где обстоятельства каждого конкретного случая оценят наши специалисты и вмешаются в ситуацию.
• Юрист правозащитной организации "Традиция права" Анатолий Макаренко:
- То, что творят дилеры - чистой воды самоуправство! Дело в том, что гарантию устанавливает не продавец товара, а его производитель, в данном случае - иностранная компания. Снятие с гарантии - нарушение статьи 6 Закона о защите прав потребителей - "Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара". Скорее всего, производители и сами не знают о такой практике. Но если все же вас сняли с гарантии, потому что вы поставили доп.оборудование в соседнем салоне, требуйте у дилеров письменное постановление, это подтверждающее. А с ним можно смело идти в суд. Существует огромный процент вероятности, что дело будет выиграно.
• Заместитель председателя "Общества защиты прав потребителей" Михаил Овчарок
- Во-первых, цены на услуги в автосервисах могут быть оспорены потребителем, если данное обслуживание не занесено в сервисную книжку. А во-вторых, если сигнализацию, например, устанавливает не сервисный центр дилера, а третье лицо, то снять с гарантии всю машину никто не имеет права! Все сервисные центры идут на ухищрения, чтобы не выполнять своих обязательств. В случае если весь автомобиль потребителя сняли с гарантии после того, как он установил сигнализацию в другом автосервисе, обманутому клиенту нужно написать претензии дилеру, получить его ответ и потом обращаться в суд. В суде ответчик должен доказать, что установка того или иного оборудования не в его автосервисе привела к сбою в работе других механизмов машины - что само по себе невозможно. Наша организация готова представлять в суде интересы обманутых автомобилистов.
• Санкт-Петербургский городской клуб автомобилистов, и.о. директора Михаил Северный:
- Если мелкий ремонт или установка "допов" не связаны с вмешательством в конструкцию автомобиля, то это можно хоть самому делать. Дилеры постоянно нарушают наши права, еще и за предпродажную подготовку дерут бешеные деньги. По идее, в случае покупки по образцам, предпродажная подготовка входит в стоимость автомобиля, но это правило почему-то никто не соблюдает.
• Начальник Отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Мария Кондратенко:
- Пока никаких жалоб на автодилеров к нам не поступало. Возможно, покупатели просто не знают обо всех своих правах. Но если нам напишут жалобу с подробнейшим указанием нарушений антимонопольного законодательства, ФАС обязательно проведет проверку деятельности того или иного салона.