Страницы: [1] 2   Вниз
Автор Тема: Объект № 98  (Прочитано 72674 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...


                                     Объект № 98
Совершенно секретно.
 Государственный Комитет Обороны
 Постановление № ГКО-945сс от 22 ноября 1941 г.
 Москва Кремль.
  О новых формированиях
  О строительстве специальных убежищ в г.г. Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде.
  Государственный Комитет Обороны постановляет:
  1. Построить в городах Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове и Сталинграде командные пункты - бомбоубежища.
  Строительство, помимо Куйбышева, производить по типу, принятому для гор. Горького, с полезной площадью в городах: Горьком - 300 кв. м., в Саратове, Сталинграде, Ярославле, Казани и Ульяновске - по 200 кв. м.
  К работе приступить с 1 декабря и закончить:
 в Ярославле - к 15 января 1942 года
 в Саратове - -"- -"-
 в Сталинграде - -"- -"-
 в Ульяновске - к 20 января 1942 года
 в Казани - -"- -"-
  2. Руководство строительством бомбоубежищ поручить НКВД СССР, а непосредственное выполнение работ возложить на Метрострой НКПС СССР.
  3. Обязать НКПС:
  а) немедленно командировать на указанные выше строительства из Москвы и с ветки Кинель-Бузулук Куйбышевской ж.д. необходимое количество рабочих, инженерно-технических работников Метростроя, а также перебросить механизмы, строительные материалы и оборудование;
  б) выделять для этой цели с 23-го ноября 1941 г. необходимое количество вагонов по требованиям Метростроя.
  Перевозки всех грузов, а также рабсилы для этих работ, приравнять к воинским;
  в) передать Метрострою, за счет других строек, 30 передвижных компрессоров на автомашинах с комплектами резиновых шланг и 20 электростанций по 50 клв;
  г) разрешить выплачивать командировочные ИТР, служащим и адмхозперсоналу, за время нахождения командировки, - 50% к окладу и рабочих 50% тарифной ставки.
  Установить процент накладных расходов, принятый постановлением СНК СССР 6.VI.41 г. № 1505-617сс.
  4. Обязать начальника Метростроя тов. Самодурова:
  а) немедленно начать проектирование, закончив типовой эскизный проект к 25.XI.41 года;
  б) строительные работы развернуть с 25 ноября, подготовив к этому сроку строительные механизмы и рабсилу и полностью окончить строительство к 5 января 1942 г.
  5. Обязать секретарей обкомов ВКП(б) - Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской, Ярославской областей и Татарской АССР:
  а) совместно с представителем Метростроя в 5-ти дневный срок выбрать и отвести место строительства убежищ, а также и необходимые стройплощадки; рассмотреть и утвердить к строительству эскизный проект убежищ и графики производства работ;
  б) обеспечить организацию общественного специального питания, снабжение продуктами и предоставление жилья рабочим и инженерно-техническим работникам Метростроя до их приезда к месту работ;
 в) полностью удовлетворять потребности Метростроя, по его требованиям, в строительных материалах, постоянном оборудовании, автотранспорте для работ;
  г) проводить мобилизацию рабочих и ИТР в соответствии с заявками Метростроя.
  6. Обязать НКХП поставить Метрострою с 25.XI по 25.XII.41 г. 480 штук газовых фильтров ФПН-200.
  7. Обязать НКТМ изготовить и поставить Метрострою 100 шт. специальных защитно-герметических дверей к 25.XII.41 г.
  8. Обязать НКУП:
  а) откомандировать на время строительства в распоряжение Метростроя: проходчиков и откатчиков - 800 чел., крепильщиков - 200 чел., ИТР - 50 человек;
  б) передать Метрострою отбойных молотков со шлангами - 150 шт.
  9. Обязать НКЭС обеспечить все строительства необходимым количеством электроэнергии, произведя подводку своими материалами и оборудованием к 1.XII.41 г.
  10. Обязать Главнефтесбыт при СНК СССР ежемесячно выделять из наличия в указанных городах по разнарядкам Метростроя:
 Бензина - 500 тонн
 Керосина - 50 -"-
 Автола - 40 -"-
 Компрессорного масла - 10 -"-
  11. Обязать Госплан при СНК СССР в 10-ти дневный срок рассмотреть и обеспечить реализацию заявки Метростроя на материалы и оборудование, за счет выделения из наличия, принадлежащего другим наркоматам.
  12. Обязать Наркомфин СССР выделить из резервного фонда СНК СССР на строительство убежищ аванс 50 млн. руб., в том числе:
 Ноябрь 1941 г. - 5 млн. руб.
 Декабрь 1941 г. - 15 -"-
 Январь 1942 г. - 20 -"-
 Февраль 1942 г. - 10 -"-
  13. Обязать Госбанк СССР:
  а) финансировать эти строительства без проектных заданий, технических проектов и смет;
  б) все связанные с этими работами расходы по перевозкам механизмов и рабсилы, а также выплату зарплаты и командировочных за время нахождения в пути и производства работ - относить на счет строительства указанных убежищ;
  в) выдавать необходимые средства в суммах, по заявкам Метростроя, установив отчетность по исполнительным сметам.
  14. Обязать ГУГВФ по первому требованию Метростроя перевозить на самолетах руководящих работников и ИТР Метростроя.
  15. Возложить на члена Государственного Комитета Обороны тов. Берия наблюдение за выполнением настоящего постановления.
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И.В.СТАЛИН
  Выписки посланы: т.т. Берия, Кагановичу, Самодурову, Вознесенскому, Сабурову, Чадаеву - все; Наркомам и обкомам ВКП(б) - соответств.
« Последнее редактирование: Январь 20, 2015, 15:40:32 pm от MishGun34 »
Записан


-=Сталинград=-
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
0

Ветеран битвы Гамлет Беглярович Даллакян, он –фронтовой друг писателя Виктора Некрасова, с него автор книги «В окопах Сталинграда» писал образ офицера-связиста. В сентябре 1942-го Даллакян, командир взвода 407-го отдельного линейного батальона связи, получил приказ командования срочно установить сообщение между подземным бункером на берегу речки Царицы и штольней в районе мельницы Гергардта.
 Связь – любой ценой

 – Это было 5 сентября, – рассказывал Даллакян. – Враг рвался к центру Сталинграда. В то время я со своим взводом ехал на полуторке из пригорода Минина (южной окраины города), уже занятого немцами, в штаб. Знал, что он находится где-то на берегу Царицы. Изрядно поплутав, увидел девушек-зенитчиц. Они охраняли вход в бункер. У меня проверили документы и провели к толстенным металлическим дверям – входу в подземное помещение. Дежурный офицер забрал у меня личное оружие, позвонил кому-то по телефону и наконец-то допустил в святая святых. Пока я шел по длинному коридору, увидел в одном из отсеков аппараты узла связи. Меня провели в кабинет, где находились начальник связи фронта генерал Яковлев и наш комбат. Кажется, генерал мне обрадовался, даже похлопал по плечу и назвал сынком. Нужно было любой ценой обеспечить связь бункера со штабом фронта. Прихватив катушки кабеля, я вылез на свет Божий. Здесь все содрогалось от взрывов снарядов и мин. Моим бойцам предстояло не только протянуть провода на трехкилометровом участке до штольни – КП фронта, но и уложить их в землю.

 Сталинград не сдадим!
 Ближе к ночи мы достигли, наконец, штольни. Я доложил о выполнении задания и тут же связался с генералом Яковлевым. – Молодец, Даллакян! Жди награды, – раздалось в телефонной трубке. А мне было не до наград – вымотались до предела. Тут вошел член Военного совета фронта Хрущев. – Ну, как дела, лейтенант? – спросил он, сразу повысив меня в звании. Следующий вопрос Хрущева меня огорошил: – А ты уже был в бункере товарища Сталина? Тут Никита Сергеевич осекся под взглядом особиста, но быстро нашелся: – Ты подписку о неразглашении у начальника связи фронта давал? Я не понял, о какой именно подписке шла речь (за год войны подписал кучу бумажек), но на всякий случай кивнул. – Ну вот, хлопче, значит, будешь держать язык за зубами. А в главный бункер ты еще попадешь… Нашу беседу прервал связист: – Москва, товарищ член Военного совета. По тому, как вытянулся перед аппаратом Хрущев, я понял: вызывал сам Верховный. – Да, товарищ Сталин, держимся. Сталинград врагу не сдадим… А наутро мой взвод получил новое задание, и о таинственном бункере Сталина я совсем забыл. Через много лет мне на глаза попалась книга «Тайны спецсвязи Сталина (1930-1945 годы)». Написал ее сын начальника отдела правительственной связи Михаил Ильинский. И вот от него я узнал, что в 1942-м было построено семь бункеров для Сталина, и один из них – в Сталинграде. Вот тогда я и вспомнил фразу, вырвавшуюся у Хрущева.
 Постановление от 22 ноября
 В октябре 1941 года немцы находились уже недалеко от Москвы, и было решено членов правительства, Политбюро ЦК во главе со Сталиным, а также все иностранные посольства эвакуировать. 17 октября в Куйбышев, резервную столицу, были вывезены Калинин, Ворошилов, Андреев, Горкин, члены Политбюро ЦК. Все ожидали прибытия Сталина. На аэродроме имени Чкалова для него был подготовлен Douglas. Но вождь не полетел. Он понимал, что при его присутствии в Москве солдаты будут сражаться до последнего. Когда немцев отогнали от столицы, Сталин распорядился для Ставки возвести подземные бункеры в городах, находящихся далеко от Москвы. Он полагал, что Гитлер попытается взять реванш и может захватить столицу СССР. Так появилось постановление Государственного Комитета Обороны «О строительстве специальных убежищ в городах Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде» от 22 ноября 1941 года, которое было направлено для исполнения куратору строительства Берии, наркому путей сообщения Кагановичу и начальнику Метростроя Самодурову. На возведение бункеров выделили гигантскую по тем временам сумму. Было задействовано более четырех тысяч метростроевцев. Каждый дал подписку о неразглашении без срока давности. За несоблюдение государственной тайны грозил немедленный расстрел. Строительство спецобъектов велось под неусыпным контролем НКВД. Обо всех нарушениях местные контрразведчики докладывали Берии либо начальнику 1-го отдела Николаю Власику, руководителю охраны Сталина. Он же лично принимал каждый вводимый объект. По свидетельству сотрудника охраны вождя Алексея Рыбина, за малейшие нарушения технологии строительства или неосторожные высказывания репрессировали более 800 метростроевцев. – Да вы покопайтесь в архивах. А лучше всего, разыщите бывших метростроевцев, вдруг повезет, и они что-то расскажут, – посоветовал мне на прощание Даллакян.
 Все было засекречено
 Автору этих строк удалось выяснить, что в Сталинград московские метростроевцы прибыли в январе 1942-го. Поначалу разместились в здании ватной фабрики. Проходческие щиты, вагонетки, крепежный материал доставили эшелоном в опломбированных вагонах. Главный геолог волгоградского ООО «Радиан-С» Николай Самусь был знаком с бригадиром проходчиков Николаем Ткаченко, и тот приезжал в Волгоград в 1974 году. После долгих колебаний Ткаченко начертил по памяти подробную технологическую карту бункера Сталина. По его словам, все спецобъекты были однотипными, хотя куйбышевский обставлен намного богаче. Ткаченко с Самусем искали вход в бункер на левом берегу Царицы, но нашли там только огромный провал. Оказалось, бункер был взорван в 1960-е годы. По воспоминаниям Ткаченко, в январе 1942-го они работали в две смены и находились под землей практически безвылазно. Выходили подышать наверх только в темное время суток – такая была секретность. Возводили спецобъект по технологии строительства метро, с просторными (чтобы могла проехать машина) туннелями высотой 2,5 метра, с обивкой железобетонных стен дубовой фанерой. В бункере имелись четыре просторных помещения, комната связи, подсобка, где стояли дизель-электростанция и вентиляционная камера. В конце коридора были устроены туалеты, ванные комнаты, кухня, кладовка с запасом продуктов на длительное время. В помещении, предназначенном для Сталина, стояли большой стол под зеленым сукном с настольной лампой и телефонами, диван и кресла, а на стене висела огромная карта – все то, к чему Верховный привык в Москве. Однако в этом бункере Сталин никогда не был. Хотя, как вспоминал начальник спецчасти Сталинградского тракторного завода (СТЗ) В. Текучев, «после прибытия в Сталинград литерного поезда (на нем он возвращался с Тегеранской конференции) Сталин пожелал посетить музей обороны, где в 1919-м находились штаб обороны и его кабинет. После этого велел водителю ехать к универмагу, в подвале которого скрывался фельдмаршал Паулюс. Оттуда автомобиль Сталина направился на СТЗ. Под ним еще в 1930-е годы было возведено подземное убежище. Туда вождь спустился с начальником личной охраны, который почему-то отказался от моих услуг. Туннели вели отсюда к самому центру Сталинграда с выходом к театру музыкальной комедии». Имелись и другие выходы, но о них Текучев не знал, все было засекречено.
 Взорванная память
 В своих «Воспоминаниях» Н.С. Хрущев рассказывал о том, что в просторных коридорах сталинградского бункера могли ездить машины и даже можно было упрятать самолет или танк. Он не мог предположить, что Сталин когда-нибудь воспользуется этим бункером. Хотя, по словам Никиты Сергеевича, здесь имелось все необходимое для комфортного проживания в течение длительного времени. Но где бункер находился? Хрущев на этот вопрос не отвечает. Вот что поведал автору этих строк начальник харьковского филиала Метростроя Николай Зубков, возводивший две первых очереди волгоградского метротрама (подземного скоростного трамвая) в 1970-х годах: – Спецобъект в Сталинграде возводил в 1942-м мой дядя по матери. Но рассказывать об этом он наотрез отказывался: мол, хочу, племяш, умереть своей смертью. Николай Зубков рассказал, что при возведении метротрама проходчики не раз натыкались на подземные ходы во всех частях города, в пойме Царицы. Там, видимо, и начинался туннель, ведущий в бункер Сталина. В 1962 году он был взорван после того, как снесли памятник вождю на входе к первому шлюзу Волго-Донского канала – так Хрущев хотел вытравить память о Сталине. Волгоградские диггеры после долгих поисков бункера так и остались ни с чем. Единственным утешением для них стало открытие подземных ходов, тайно прорытых паствой царицынского иеромонаха Илиодора, объявившего себя в начале ХХ столетия мессией. Нашли диггеры и подземные убежища, устроенные еще в ХVIII веке немецкими братьями-гернгутерами, основавшими колонию в Сарепте. В подземелье колонисты спасались от Емельяна Пугачева, ворвавшегося с войском в Царицын. Правда, это, как говорится, уже другая история, никакого отношения к секретному бункеру не имевшая. Подземный Волгоград – это, по меньшей мере, 150 километров секретных ходов, и тайна местонахождения бункера Сталина хранится в архивах КГБ и вряд ли когда-то будет раскрыта.
 Иван БАРЫКИН
« Последнее редактирование: Январь 07, 2015, 20:21:28 pm от MishGun34 »
Записан


-=Сталинград=-
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
0

Бункер комитета обороны
Подземное убежище в Комсомольском саду
Бункер ГКО



В комсомольском саду расположен подземный бункер, в котором в годы войны работал городской комитет обороны.После начала войны в 1941 году в 60 городах прифронтовой зоны были созданы особые органы власти – городские комитеты обороны. В Сталинграде ГКО был создан 23 октября 1941 года и действовал по 7 сентября 1945 года. В состав Сталинградского городского комитета обороны входили: первый секретарь обкома и горкома ВКП(б) А.С. Чуянов, председатель исполкома областного Совета депутатов трудящихся И.Ф. Зименков, начальник областного управления НКВД А.И. Воронин и военный комендант города Г.М. Кобызев, а с декабря 1941 года – В.X. Демченко.Сооружение бункера комитета обороны было поручено коллективу метростроя, сооружался он в 1941-1942 годах. Сначала здесь размещался штаб МПВО с центральным пунктом связи. С началом боев за город подземное убежище стало командным пунктом руководства Сталинграда. С 23 августа по 14 сентября 1942 года в подземном убежище работали: областной и городской комитеты ВКП(б), исполкомы областного и городского Советов депутатов трудящихся, городской комитет обороны, областной комитет ВЛКСМ и штаб МПВО. 14 сентября враг подошел вплотную к Комсомольскому саду и ГКО переехал в Кировский район.Бункер имеет три уровня, все они расположены под землей. Снаружи он выглядит как две белые башенки – непосредственно вход в бункер и вентиляционная шахта.После войны в связи с подъёмом уровня грунтовых вод 2 этажа бункера были затоплены, таковыми они остаются и по сей день.Открытие памятного места«Бункер ГКО» В 70-х годах бункер комитета обороны в Комсомольском саду стал памятник федерального значения. Официально он называется «Подземное убежище, где с 23 августа по 14 сентября 1942 года находился командирский пункт Сталинградского городского комитета обороны». Мемориальная доска с портретом А.С. ЧуяноваВ 2007 году было принято решение о реконструкции бункера комитета обороны к 65-летию Победы в Сталинградской битве и организации там музея, посвященного городскому комитету обороны и его председателю – Алексею Семеновичу Чуянову. Основная проблема бункера – это грунтовые воды и как следствие – повышенная влажность, неприемлемая для музея. Поэтому, несмотря на то, что помещение бункера было реконструировано, основная часть экспозиции должна разместиться в отдельном помещении. Планируется, что оно должно появиться на месте старого фонтана за театром НЭТ. Это будет помещение 15x15 метров, перекрытое стеклянной пирамидой. Экспозиция будущего музея планируется из экспонатов, которые предоставит музей-панорама «Сталинградская битва». Само же помещение бункера посетителей не увидит. В 2009 году 1 февраля в канун 66-й годовщины Победы под Сталинградом на бункере комитета обороны была открыта мемориальная доска с портретом Александра Семёновича Чуянова. Вот одна из моих статей -подземный-сталинград или на научную конференцию С.М. Иванов, пресс-секретарь Волгоградской епархии, кандидат философских наук История запасного командного пункта для Ставки Верховного Главнокомандования в Сталинграде В ноябре 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял секретное постановление № 945 «О строительстве специальных убежищ в гг. Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде». Для выполнения работ Московский метрострой создал специальную группу бригадиров-проходчиков и инженерно-технических работников. По словам начальника одного из участков строительства Н.П. Ткаченко, она прибыла в Сталинград лишь в январе 1942 г. Правда, в воспоминаниях одной из женщин, записанных краеведом Е.П. Жоровой, говорится, что бригады метростроевцев приехали к нам в эшелоне с гружеными оборудованием платформами и приступили к строительству еще в сентябре 1941 г. (т.е. еще до принятия постановления ГКО). Еще один чрезвычайно редкий документ также подтверждает, что «штольни командного пункта Сталинградского фронта… построены в 1941-1942 г.г.». Место под строительство выбрали напротив ватной фабрики между железнодорожным мостом и Кулыгинским взвозом.В 1974 г. волгоградский геолог Николай Самусь пригласил Ткаченко приехать в наш город. Им удалось обнаружить телеграфный столб с пробитой пулями надписью «ул. Ворошиловская» (по ее оси располагался КП) и ветхий домик на бровке оврага, тоже чудом уцелевший в годы войны. Проживавший здесь старик подтвердил нахождение в откосе Царицы подземелья, тогда уже засыпанного. Нашли они и вентиляционную трубу бункера. Эту трубу, побитую пулями и осколками, нам удалось найти и сейчас. Ее высота составляет 353 см, диаметр – 22 см, толщина стенок – 7 мм. В нескольких метрах от нее находятся еще две трубы высотой 150 и 131 см, а диаметром – 10 и 13 см. Опираясь на свою прекрасную память, Ткаченко составил подробную технологическую схему штолен. Низ штолен находился на отметке 0,5 – 0,75 м выше уровня поймы Царицы. Над ними нависало целых 26 метров земли, по расчетам способные выдержать даже взрыв мощнейшей авиабомбы весом 1800 кг. В бункер вели два портала, закрытых «специальными защитно-герметическими дверями», располагавшиеся в так называемом «ковше» (естественном углублении) на левом берегу реки Царицы на расстоянии 60 м друг от друга. Для защиты помещений от взрывной волны перед подходами в кирпичных перемычках штольни устроили по три двери, из которых две защитные и одна герметичная. Высота всех ходов равнялась 2,5 м. Рамы крепления потолка и стен для повышения прочности ставились сплошь одна к другой. Штольни уходили вглубь откоса на 80 м и уже там соединялись длинным коридором. В этот коридор выходили двери четырех рабочих помещений штаба и одной технической комнаты (аварийная электростанция и калорифер), а в его конце размещались туалеты. Правда, в литературе говорится, что «в центральной части коридора находились три рабочие комнаты». Помещение КП имело свою насосную станцию, фильтровентиляционную систему, осветительную аппаратуру и пункт связи. Электропитание объекта производилось от теплоподстанций Народного сада (ныне горсад) и ватной фабрики, стоявшей там, где сейчас находится кольцо скоростного трамвая. Прямо над одной из штолен в доме № 4 по улице Ворошилова стояла двухэтажная каменная школа, в которой, вероятно, жили строители подземелий (существует особое решение городского Комитета Обороны о передаче данного дома под нужды строительства). Запасной вход в штольню шел со стороны Краснознаменской улицы, в конце которой стоял двухэтажный кирпичный дом, связанный с КП ходом сообщения. А.И. Еременко почему-то упоминает только выходы в Царицу: «Все это сооружение было устроено в виде буквы «П» и имело два выхода, оба в сторону реки Царицы». Согласно постановлению ГКО, площадь убежища, имевшего вид буквы «П», должна была составлять всего 200 кв. м., но реально она достигла 502 кв. м. Его общая длина в источниках указывается разная – от 125 м до 136 м (разночтения, вероятно, возникли из-за наличия двух бункеров). После войны до 1960-х годов туннель стоял открытым, крепление его сводов стихийно разбиралось, а в 1970-е годы входы в него просто засыпали. Но одним укрытием власти решили не ограничиваться. После сдачи объекта, по просьбе секретаря Обкома ВКП (б) Чуянова и по согласованию с директором Московского метростроя Самодуровым, проходчики по тому же проекту приступили к возведению второго подземелья, располагавшегося также в левом берегу Царицы, но на 250-300 м ниже. Он предназначался для размещения партийных и советских органов власти. По словам Н.П. Ткаченко, уже вернувшегося тогда в Москву, скорее всего, строителям удалось пройти не более 15-30 м подходных параллельных штолен. В мае 1942 г. остававшиеся метростроевцы были отозваны, а дальнейшие работы продолжили уже саперные воинские части. В дневнике Чуянова окончание строительства и принятие его специальной комиссией датировано только 25 июля 1942 г. А в записи от 15 августа он вновь пишет: «Построено бомбо-газоубежище на берегу р. Царицы». Во время бомбежки Сталинграда была разрушена ватная фабрика на правом берегу Царицы, загорелись хлопок и вата. 27 августа Чуянову «позвонили с КП Военного совета фронта и спросили: «Что за фабрика расположена против нашего КП? Она скоро удушит всех находящихся на командном пункте своим зловонием». Дело в том, что строители не успели сделать тамбуры и установили такие герметичные двери, какие были в наличии, а не особые, применяемые в московском метро. Не успели сделать и принудительную вытяжку из санузлов. В вышеупомянутый день 27 августа в штольне находилось 90 человек, хранилось эвакуированное с запада страны золото Госбанка и другие ценности. А 23 августа в бомбоубежище на левом склоне реки Царицы пряталось и гражданское население. В одном из бункеров работал член Военного совета Сталинградского фронта Н.С. Хрущев, писавший позднее: «Думаю, что этот командный пункт готовился для какого-то другого штаба, не фронтового, а более высокого. Уж слишком там было все сделано на манер сталинских вкусов: фанерой облицованы стены (все дачи Сталина облицовывались дубовой фанерой, и там было сделано так же), устроен длинный коридор, а от коридора в глубь горы проведены штольни. Все выполнено было очень хорошо. Был оборудован даже туалет. Военные в полевых условиях не могли и думать об этом. Но я никогда не слышал разговоров ни до того, ни тем более позднее, для каких целей и для кого готовился этот командный пункт. Напротив входа в подземелье располагалась старая ватная фабрика, метрах в 100 – 150 от него. Вход защищали от взрывной волны преграды. Чтобы не выбило дверей, были устроены надолбы, довольно толстые и крепкие». Смыкались оба объекта или нет, а также соединялись ли они с подземельем Городского комитета обороны, осталось неизвестным. Главный и первый по времени постройки объект находился в районе современного здания местных управлений МВД и ФСБ, а второй ниже по Царице напротив уже исчезнувшей ватной фабрики. Кроме Н.С. Хрущева в последнем бывали будущие маршалы Г.К. Жуков, А.М. Василевский, А.И. Еременко, нарком танковой промышленности В.А. Малышев, фронтовые корреспонденты Константин Симонов и Давид Ортенберг, другие известные люди. С июля по сентябрь 1942 г. отсюда происходило управление обороной Сталинграда, поддерживалась прямая связь со Ставкой. А 14 сентября в бункер переместился с Мамаева кургана КП 62-й армии, правда, просуществовавший здесь лишь до 18 сентября. Ветеран войны Г.Б. Даллакян вспоминает: «Метрах в десяти от входа коридор расширялся, а через несколько метров опять становился уже». Начальник штаба 62-й армии Н.И. Крылов вспоминал: «Царицынское подземелье» представляло собой вместительный, разделенный на отсеки бетонный туннель с обшитыми тесами стенами. … Туннель имел два выхода: нижний – в долину Царицы и верхний – в город, почти прямо к зданию Театра музыкальной комедии на Пушкинской улице. От него к нам перешел и «адрес». В оперсводках и журнале боевых действий местонахождение армейского командного пункта стало обозначаться совсем по городскому: Пушкинская, 3». В.И. Чуйков отмечал: «Это был большой блиндаж-тоннель, разделенный на десятки отсеков… Толщина верхнего земляного перекрытия достигала десяти метров; только бомба весом в тонну могла его пробить, и то не везде». Здесь сразу становится понятным, что речь идет о втором объекте (над первым бункером лежало 26 м земли). Заместитель командующего 62-й армии М.Г. Вайнруб пишет о том, как Чуйков осматривал свои «новые «апартаменты» в Царицынском подземелье, … заглядывая в каждую комнатку-отсек. В подземелье, под многометровой толщей земли и бетона, застыла влажная духота, с потолка капало, голоса звучали приглушенно. Чуйков прошел от одного выхода, что вел к руслу реки Царица, до второго, на Пушкинской улице». Как вскользь указано выше, в подземелье было влажно, и для защиты от воды «с наружной стороны крепления были устроены металлические зонты, которые прекратили приток воды в штольни. Однако в результате агрессивного действия ее зоны быстро разрушились, и в 1944-1945 г.г. штольни снова стали заливаться. Одновременно пришло в полную негодность крепление, и штольни были ликвидированы (заложены породой)». Позднее Царицу упрятали в трубы, ее пойму замыли песком, а на откосах левого берега развернули активное строительство.
« Последнее редактирование: Январь 07, 2015, 20:39:50 pm от MishGun34 »
Записан


-=Сталинград=-
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
0

аєрофотосьемка времен ВОВ (23 августа 1942 год) Сталинграда




http://www.wwii-photos-maps.com/stalingradaerialscans/
Записан


-=Сталинград=-
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
0

 Диггеры раскрывают тайны катакомб Волгограда и Волжского

 Тогда, в начале 1970-х, я учился в первом классе. Мы с родителями жили в самом центре Волгограда, по Пражской. Однажды прошли проливные дожди. И мы с друзьями обнаружили нечто интересное...

В откосе на берегу Волги отвалилась старая кирпичная кладка, и нашему взору предстала пещера. В глубине был виден длинный тоннель. Мы запаслись свечами, водой, продуктами и вошли внутрь. Конечно, теперь я понимаю, насколько это было опасно – ход мог обвалиться в любую минуту и похоронить нас заживо – но тогда мы были глупыми и не в меру любопытными сорванцами... Часов ни у кого не было, и мы решили идти, пока не устанем и не закончится бечевка, привязанная у входа. Высота хода была в наш детский рост, ширина – около метра. Внутри было сухо, и откуда-то дул сквозняк. Сколько мы шли – не знаю. По ощущениям, часов пять-шесть. Когда клубок размотался, мы пошли дальше на свой страх и риск. По пути встречали скелеты людей и животных, старинную утварь, нашли даже несколько монет времен Золотой Орды. По бокам встречались замурованные ниши. Что там было – осталось тайной. Скоро мы съели всю еду, от свечей остались огарки, а конца тоннелю все не было. Мы повернули назад… Каково же было наше удивление, когда на выходе нас встретил наряд милиции. Оказывается, был уже полдень следующего дня! Мы отсутствовали сутки, и родители сбились с ног, разыскивая нас. После этого происшествия к пещере подогнали военных, они залили ход бетоном и засыпали большим количеством земли. От греха подальше…»

 Эту историю, присланную нашим читателем Владимиром Тецким, мы показали специалистам – волгоградским диггерам. Ручаться за достоверность рассказа в части «временного провала» они не стали, а вот возможность существования таинственного подземного хода на Пражской не отрицают. Их практика богата невероятными историями – с городскими «недрами» эти люди знакомы не понаслышке.
 Рабочие – первые диггеры?
 Вы видели когда-нибудь термитник или червивое яблоко? Нечто подобное напоминают и подземные части Волгограда и Волжского. По крайней мере, так утверждают ребята из клуба диггеров «Deep Dig».
 Его вот уже много лет возглавляет Максим Кучеров. Друзья больше знают его под именем Глаз. Похоже, что тяга к подземным приключениям у Максима-Глаза врожденная. Уже в 12 лет он обыскал все спуски в родном микрорайоне и соседних кварталах. Покоя мальчишке не давала услышанная где-то легенда о глубинных ходах безродненских староверов. Эти подземелья еще в 1861 году вырыли члены секты Андрея Черкасова, но первостроители практически полностью их засыпали. Тогда же с друзьями он обнаружил затерянный тоннель, ведущий от больничного стационара №1… в морг.
 За годы он вместе с друзьями-покорителями глубин исследовал все доступные подземелья областного центра и города-спутника. Что Максиму довелось увидеть под землей и услышать о местах, где еще не ступала нога диггера, он рассказал корреспондентам «Хронометра».
 – Знаете, кто были первыми «диггерами»? Рабочие с заводов! По путям подземной эвакуации «несуны» (их еще называли «кротами») с Шинного таскали продукцию родного предприятия. Резиновые детали и остатки киповских приборов мы обнаружили на всем протяжении тоннеля. Медные запчасти, видимо, растащили еще до нас. Теперь, насколько мы знаем, вход в подземку со стороны завода заблокирован... Внутрь мы без особых проблем попадаем через трубы дренажных и ливневых коммуникаций. В диаметре они превышают человеческий рост, там не воняет… Эти дренажные коммуникации для нас как родные. Первую, начинающуюся в районе ахтубинского моста на Зеленом и идущую к шлюзам, мы называем Итильской. Она предназначена для того, чтобы во время паводка не подмывало берег. Другая находится под участком между шлюзами и ГЭС. Интересно полазить и под Волгоградом. Вот, например, подземная Царица, упрятанная еще в конце 1940-х годов в бетонную трубу 4-метрового диаметра. Очевидно, река в те времена просто мешала каким-то грандиозным строительным планам. А вот «сталинские» бункера и стратегические объекты военных лет для современных диггеров уже не составляют предмет гордости. В заброшенные города-бомбоубежища можно попасть из балки. Куда интереснее искать то, что еще не открыто. Например, в районе Городища был фашистский подземный госпиталь. Интересно было бы его отыскать…
 Гостиница… на мельнице!
 Воображение диггеров будоражит легенда о подземельях Старой Сарепты, старинного немецкого поселения. Это история о молодой девушке из знатной семьи, единственной любимой дочери богатого купца. Всю жизнь отец копил для нее приданое, но накануне свадьбы красавица умерла от туберкулеза. Ее похоронили в подземном склепе вместе со всем богатством…
 Истории о том, что под Сарептой существует сеть катакомб, подтверждаются рассказами старожилов. Кто-то лазил по подземельям пацаном, иные вспоминают ход, который вел от дома пастора в сторону канала. В 80-е годы, во время строительства многоэтажек, рядом с аптекой, расположенной в купеческом доме, вырыли котлован. У самого его дна вездесущие мальчишки заприметили арочные своды из красного кирпича, которые расходились в разные стороны. Похоже, яма перерубила катакомбы. Котлован оперативно закопали.
 Самое интересное для исследования место – центр города.
 – Ходят слухи, что из здания ГУВД в балку Царицы ведет тоннель, который охраняют военные. Раз в неделю сюда приезжает грузовик и что-то увозит... – рассказывает диггер со стажем Анатолий Николаев. – Еще говорят, что под ДЮЦем есть военный бункер, из которого идут ходы под «желтый дом». А одна из гостиниц здесь построена на старинной мельнице, от которой опять же тянутся тоннели, в них можно попасть из подвалов близлежащих домов... Конечно, мы сразу на веру такие россказни не принимаем. Как-то один человек с нами связался и долго убеждал, что знает кучу интереснейших ходов, которые ведут от поймы Царицы к подвалам Свято-Духова монастыря. Но когда мы попросили показать все, что он знает, прямо на месте, он ничего не нашел, начал беспомощно «отводиться»... Знаменитый военный бункер в горсаду, из которого, по слухам, можно добраться до любого места Волгограда, мы облазили вдоль и поперек, но пока никаких ходов не нашли. Однако подтверждения того, что под асфальтом в центре – настоящий подземный лабиринт, всплывают регулярно. Когда рыли котлован под часовней по Аллее Героев, открылся лаз. Возможно, это была подземная часть стоявшего на этом месте храма. Жаль, нам не дали осмотреть… Вообще, исследовать подземелья в центре очень сложно. Людно круглые сутки, по ночам толпами ходят парочки и ППСники.
 Опасный экстрим
 Кстати, техническое состояние подземных коммуникаций диггеры оценивают как критическое. По словам Кучерова, в некоторых участках трубы просели, их поверхности сильно повреждены, а металлическая арматура подверглась коррозии. Если герметичность коммуникаций будет нарушена, во время дождя перестанет происходить отток воды, накопившаяся влага будет медленно подтачивать фундаменты зданий. А если подземная вода хлынет наружу, по городу поплывут трупы животных, часто попадающих в подземные заторы, что чревато взрывом инфекции. Здесь есть над чем призадуматься и городским властям, и родителям, чьи дети выбирают подземелья для своих экстремальных игр. Ведь походы по катакомбам – дело профессионалов...
 – Жизнь дороже всяких авантюр, – говорит Глаз. – Я за всю жизнь не совершил ничего экстремального. Затевая все свои якобы опасные кампании, я десяток раз перестраховываюсь. Нам не нужен «голый» адреналин, мы расширяем кругозор.
Городские подземелья таят в себе немало опасностей. В бункере, который строился зеками под Городищем, хранился иприт. Объект был взорван, но осталась вентиляционная шахта, через которую внутрь проникли два подростка. Смерть от ядовитого газа наступила для них с первого же вздоха...
Историческая справка:
Свято-Духов (Илиодоров) мужской монастырь (Волгоград).

 Основан в начале ХХ века. Его построили за 2 года жители Царицына на собственные средства, собранные благодаря проповедям монаха Илиодора, лично знакомого с Григорием Распутиным. Сейчас в Свято-Духовом монастыре находится резиденция Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа.
Под монастырем располагаются катакомбы, которые представляли собой сложную 3-х ярусную систему ходов и лабиринтов, обложенных кирпичом со сводчатыми потолками. Из земли поднятой из подземелий была построена «гора Фавор» высотой до 40 метров и в основании 40 кв.м. Катакомбы Илиодора использовались во время. Второй мировой войны. Сейчас засыпаны.
 Город под землей:
 Быть может, гуляя по парку, находящемуся напротив Свято-Духова монастыря, некоторые обращали внимание, что то тут, то там можно встретить неглубокие ямки. От проседания земли они периодически засыпаются, их становится все меньше, но нет-нет, да появится очередная... Это следы, отмечающие местоположение катакомб Илиодора.
 Когда-то яркая, талантливая личность иеромонаха всколыхнула Царицын. Строительство огромного комплекса Свято-Духова монастыря за 2,5 года сами горожане считали чудом, хотя чудо было делом их рук. В 1911 г. монастырь был дополнен катакомбами (на создание которых ушло полтора года) и насыпной горой Фавор. На ее вершине Илиодор планировал выстроить скит для уединенно молитвы. Предполагалось, что скит на горе Фавор и катакомбы будут соединены между собой шахтой. Однако насыпная гора довольно быстро разрушилась после ссылки своего творца. Зато трехэтажные катакомбы неплохо послужили го-рожанам во время Великой Отечественной войны. По воспоминаниям, во время бомбежек Сталинграда некоторые ходы вскрылись, и горожане прятались там во время налетов.
 Исторически доказано, что подземная часть города носила сложный, разветвленный и часто многоярусный характер. Коммуникации, склады, принадлежавшие царицынским купцам, сталинградские бункеры. Вряд ли кто-то располагает полной подземной картой города, иначе не возникла бы почти анекдотичная ситуация. На одном из охраняемых объектов ночная смена котельной столкнулась с незнакомым человеком. Не пугайтесь, я когда-то здесь работал... - успокоил их ночной гость. -Да как ты попал-то сюда? - преодолев испуг, спросили женщины. А я под землей прошел. Оказывается, незваный гость спустился в городские коммуникации почти за три километра от того места, где он снова вышел на свет.
 - Это что! - усмехнулся один мой знакомый. - Была у меня встреча - помирать буду, не забуду.
 Мой товарищ с небольшой компанией отмечали в скверике наш светлый праздник Победы, когда мимо них проходил пьяноватый старичок с целым иконостасом на груди. Компания была отслужившая и потому ценившая подвиги отцов. С праздником, отец! - Да какой я вам отец, щенки, что вы в жизни видели! - внезапно разошелся дед. Ребята, слегка ошалев, не сразу нашлись, что ответить, а дед, пройдясь неласково по дню сегодняшнему, вдарился в воспоминания о боевом прошлом. Оказалось, он был разведчиком. Старик упомянул, между прочим, что во время своих вылазок их группа пользовалась подземными коммуникациями в нынешнем Краснооктябрьском районе. Когда он упомянул конкретные объекты, связанные между собой подземными ходами, кто-то не выдержал: Ну загнул ты, дед! - Я загнул?! -возмутился ветеран. - Да ты сам проверь! И он четко описал ориентиры входа в подземную сеть. Молодое дело нехитрое -днем отследив упомянутый вход, ночью, с фонарями, друзья вновь встретились.
 - Что там было? - повторил товарищ мой вопрос - Да ничего особенного. Бетонные ходы, в которых полно пыли и мусора. Правда, среди него встречались старые гильзы, а один раз мы нашли противогаз. Заинтересовал нас один из ходов, ответвлявшийся от нашего. Он был обложен старым красным кирпичом, довольно узкий и короткий. Мы так и не выясни ли, куда он ведет - он заканчи-вался завалом, там нам попался старый поломанный фонарь, начала XX в., судя по всему...
 Мало кому известно, что вокруг города существовали многочисленные комплексы разбойничьих пещер. В 1925 г. на территории нынешнего Красноармейского района во время строительных работ оказалась случайно вскрыта пещера, дно которой от поверхности земли находилось на глубине 5 м. Ее удалось осмотреть на протяженности 200 м, далее путь преграждал завал. Что это была за пещера - трудно сказать.
 Зато другие пещеры, находящиеся на территории нашего города, оказались довольно хорошо изучены во время знаменитой экспедиции Баллода в 1919-1921 гг. Только на территории Ельшанского оврага было обнаружено более 30 пещер! Участник экспедиции Арьков оставил описание некоторых, осмотренных им лично: Жутко было стоять над бездной оврага, но страшновато было и через узкое отверстие вползти в стену оврага. При беглом взгляде трудно предположить, что эти отверстия ведут в причудливые подземные пещеры. С большим трудом я проник во внутрь стены. За отверстием оказалась огромнейшая пещера, в которой можно было совершенно спокойно стоять и передвигаться. Через маленькое входное отверстие солнечный луч не проникал во внутрь пещеры - там было темно, сыро и холодно. Пришлось зажечь свечу, и я увидел, что направо и налево от главного входа были такие же маленькие отверстия, как вход в пещеру. Впереди был длинный коридор, через этот коридор я стал проползать вглубь.
 Проползши 6-7 аршин, уткнулся лбом в стенку. Направо и налево начинался небольшой спуск вниз. Дальше спускаться я не решился, полагая, что выползать обратно будет слишком трудно. Потом из главного коридора полез через первое правое боковое отверстие в бок пещеры. Здесь обнаружилась сравнительно большая комната длиною 8 аршин. Стены пещеры состояли из серого камня, пол - из высохшего песка, потолок - из суглинка. Полы пещеры были завалены материалом, падающим с потолка.
Другие пещеры имели зигзагообразную форму и обросли мхом. На полулежали огромные глыбы свалившегося сверху серого песчаника. Опрос населения показал, что в пещерах были найдены человеческие костяки, керамика, копья и стрелы. В конце отчета Арьков добавляет, что в последнее время пещеры стали просто забивать, так как много было случаев обвала пещер во время посещения их любопытными детьми. Сейчас они фактически недоступны.
 В Татьянке существовали подземные убежища, которые были вырыты разбойниками. Их выходы были обнаружены на границе Сарепты и Светлого Яра. В 1773 г. эта шайка разбойников была схвачена близ Царицына. Но в том же году близ Сарепты была образована новая шайка численностью около 100 человек. Она длительное время контролировала Астраханскую дорогу, которая имела большое значение для экономики Нижнего Поволжья.
 Наиболее загадочны легендарные ходы под Сарептой. По данным бывшего директора музея Старая Сарепта Попова, колония имела свои подземные оборонительные и коммуникационные сооружения: Большинство зданий площади и три редута крепости из шести были соединены подземными ходами, но теперь сохранился лишь ход между кирхой и теперешним зданием музея, частью проходя между военкоматом и фабрикой Динамо . Ходы связывали кирху и кладбище. На этой линии иногда производились захоронения. Однако, несмотря на многолетние изыскания, сотрудники музея Старая Сарепта так и не нашли следов подземных ходов.
 Существовали подземные коммуникации и под самим Царицыном. Об этих подземельях ходит много слухов, сплетен. Скептики утверждают, что город был порезан на множество кусков огромными оврагами и существование подземелий под Волгоградом невозможно даже теоретически, забывая при этом, что сам Царицын был не таким уж и крупным городом, а подземные комплексы являлись своеобразными блоками и располагались между крупными оврагами.
 В заключение - маленький пример, как находят подземелья. Один мой знакомый, решив выкопать на участке (а живет он в частном секторе недалеко от Свято-Духова монастыря) яму под теплицу, наткнулся на кирпичную кладку. Недолго думая, с помощью лома, кувалды и некоторых усилий, пробил ее и упустил лом в неожиданно появившееся отверстие. Заглянув в него, увидел облицованные кирпичом стены подземного хода. Сам лезть не решился, но, зная мой интерес, обратился с просьбой посмотреть его находку. Несколько дней мы с друзьями лазили по этому таинственному подземелью. Основной ход, обложенный кирпичом, был длиной около ста метров и шел через весь участок по направлению монастырь - балка реки Царица. Несколько ответвлений от основного ствола, узких и коротких, были выкопаны в глине и заканчивались обвалами. Лишь один, обложенный известняком, закончился небол-шим залом. Прямо напротив входа виднелась ниша, очень похожая на нишу для икон или-алтарную. Стены и своды зала и ниши были облицованы известняком, лишь пол глиняный. В центре находилась воронкообразная яма, возле которой лежало несколько камней, при детальном рассмотрении сложившихся в единую плиту. После того как расчистили грунт, стало ясно, что это, скорее всего, место захоронения, по какойто причине разрушенное. На стенах в нескольких местах нашлись полустертые надписи молитв на церковнославянском и вырезанные в известняке кресты. К сожалению, наш первооткрыватель не мог дать нам много времени на исследования и все работы пришлось свернуть. Является ли этот ход частью Илиодоровых пещер - неизвестно, ведь нет ни одной находки, позволяющей привязаться ко времени. Старики, прожившие рядом всю жизнь (а несколько таких посчастливилось отыскать), говорили, что ходов было намного больше, в несколько ярусов. Еще говорили, что некоторые ходы в этом районе существовали еще до Илиодора, а вот кто их выкопал - неизвестно.
 Есть в нашей жизни место для тайн.
 Константин ПОЛЕВ.
« Последнее редактирование: Январь 07, 2015, 20:56:52 pm от MishGun34 »
Записан


-=Сталинград=-
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
0

Записан


-=Сталинград=-
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
0

Записан


-=Сталинград=-
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
0

Записан


-=Сталинград=-
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
0

Записан


-=Сталинград=-
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
0

Записан


-=Сталинград=-
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
« Ответ #10 : Январь 07, 2015, 20:59:53 pm »
0

Записан


-=Сталинград=-
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
« Ответ #11 : Январь 07, 2015, 21:00:19 pm »
0

Записан


-=Сталинград=-
MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
« Ответ #12 : Январь 07, 2015, 21:01:32 pm »
0

P.S.: Вся информация взята из глобальной сети - огромная благодарность всем авторам !
Записан


-=Сталинград=-
Amoroso
  • Full Member
  • ***

  • Russian Federation Samara City

    ODO 44500 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 219

  • Благодарности
    -Выданные: 18
    -Полученные: 2

« Ответ #13 : Январь 07, 2015, 23:26:05 pm »
0

Эко вы пост зафигачили! 8(.... очень интересно почитать!  rulezz :)
Записан


MishGun34
  • Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Автор темы

  • Russian Federation Сталинград

    ODO 20000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4898

  • Благодарности
    -Выданные: 3
    -Полученные: 15

  • the Truth is out there ...
« Ответ #14 : Январь 09, 2015, 17:15:59 pm »
0

На данный момент место выглядит так:


Записан


-=Сталинград=-
Страницы: [1] 2   Вверх

Чтобы прокомментировать данную тему, или создать новую зарегистрируйтесь или зайдите на форум под своей учетной записью.


 

Новые фотографии галереи. Добавь и свою!
СМОТРЕТЬ ЕЩЕ! :)...
     3   настроить
или быстрая регистрация и вход через ВК

Новые фотографии ↓
Вce новые фото →
Рейтинг автосервисов kia ↓
Каширка 39 (Москва) →  70 


FAVORIT MOTORS СЕВЕР (Москва) →  51 

АвтоГЕРМЕС (Москва) →  39 

МАРЬИНО АВТО (Москва) →  33 


Весь рейтинг сервисов kia →
Чтобы добавить свой отзыв о сервисе - зарегистрируйся


  Мобильная версия Контакты администрации
Реклама: