В общем по осени довелось мне завладеть сидом FL в комплектации Classic. Зима в наших краях наступает обычно рано(правда в этом году почему то всё никак не наступит), потому первым делом было решено разобраться с теплом пятой точки. Всякие подогревы с включением в прикуриватель были отброшены сразу. Сначала думал купить меховые накидки и не заморачиваться с установкой подогрева. К тому же у Емели УК любого кнопки выглядят инородными в нашем салоне. Позже, сравнив стоимость этого самого Емели и накидок из овчины более менее приличной, решил, что всё таки буду ставить Емелю и связывать его с родными кнопками.
Для этого был приобретён комплект Емеля УК1(честно говоря немного лопухнулся с ним - посмотрел невнимательно и думал что там по кнопке на каждое сидение, а оказалось что по две), и был заказан блок кнопок с кнопками для подогрева. Найти этот самый блок кнопок в нашем городе оказалось невозможным совсем, поэтому пришлось тянуть с московских разборок.
В итоге получилось 2 задачи - сделать вместо 4х Емелевских кнопок две и что-то придумать с индикацией работы, т.к. у Емели 4 режима вместо 3 штатных.
Решение первой проблемы началось с
этой статьи. При коротком нажатии на кнопку она отрабатывает как одна, при нажатии и удержании как другая. То есть нажимаем на кнопку - включается обогрев и меняются режимы. Нажимаем и держим выключается обогрев. В итоге пришлось привлекать микроконтроллеры. Создал в Proteus схемку для пробы - вроде всё работало. Но нужно было обрабатывать две кнопки, а использовать 2 микроконтроллера мне показалось жирным, поэтому решил переписать прошивочку. Оказалось, что для использования одного МК придётся использовать все его ноги, в том числе и "сервисную" - Reset. Это чревато тем, что МК можно запрограммировать с помощью низковольтного(простого) программатора только один раз.(поэтому у меня целая куча таких полумёртвых микроконтроллеров скопилась, да и пока научился их программировать много полегло..) В довесок решил сделать автоматическое включение подогрева если зажигания было выключено со включенным подогревом сидения(в дальнейшем оказалось, что выбранный алгоритм не верен).
Подробности по второй задаче - для индикации в емеле используется красно-зелёный светодиод с общим катодом - подается напряжение на красный - горит красный, подается напряжение на зелёный - горит зелёный, подается напряжение на то и другое - горит оранжевый.
Было найдено два варианта решения задачи - собрать какой-нибудь преобразователь под 3 штатных диода: горит зелёный - один диод светится, горит красный и зелёный - светится 2 диода, горит красный - светится все 3, моргает красный - моргают все 3. Долго я мучался с этим вариантом... Собрал в том же Proteus решение с использованием пары диодов и полевого транзистора - всё работало как положено. НО, оказалось, что тех 1,5 вольт, которые подаются на диоды Емели недостаточно для открытия полевика и работы с диодами... Пригородил к этому всему ещё усилитель на двух транзисторах биполярных, что то как то не заладилось с ними - грелись, схема не работала как положено, в общем стало лень с этим разбираться и бросил эту затею.
Второй вариант - воткнуть вместо штатных 3х диодов двухцветные аналогичные тем, которые используются в Емеле. Еле отыскал в городе прямоугольные двухцветные диоды, приехал домой, начал с ними развлекаться, а оказалось, что вместо общего катода у них общий анод. При этом вся схема на блоке Емели разведена под диоды с общим катодом... Ну всё думаю, ни то, ни другое не идёт... К тому же пока обтачивал емелевские диоды что б запихнуть в кнопку запорол один. А второй спалил, забыв добавить токозадающий резистор... Решил всё таки заморочиться с купленными диодами двухцветными, и через транзистор NPN их запитать. При этом напряжение на общий анод светодиодов подаём 5В, а катод светодиода соединяем с катодом транзистора, но котором напряжение при поданом напряжении на базу в 0,5 В(Почему то микросхема Емели уже отдавала 0,5 В) около 3В по моему. То есть получается, что да светодиоде падает положенных 2В. В общем всё срослось...
Делал это блок управления дважды. Первый раз распаял на платке микросхемку и входы выходы для кнопок. а индикацию паял на весу. Потом залил всё силиконом и начал искать способ срастить всё это дело в блоком кнопок. Фото к сожалению не делал блока с кнопками, есть только фото платы блока без кнопок подогрева сидений. В принципе всё то же самое, только на нём элементы не распаяны соответсвующие.
Тестером прозвонил контакты, оказалось, что Катод у каждого светодиода индикации подогрева имеет свой контакт в колодке, подключаемой в блок. Потому решил использовать их для индикации. Кроме того у кнопки тоже есть свой контакт.
Зелёным отмечен контакт LED2, оранжевым SW2 желтым слева направо LED3 и LED4; фиолетовым SW3, красным сверху вниз слева направо LED6, LED5 и LED7. Дорожки до светодиодов я порезал, хотя можно было этого и не делать. Один конец кнопки тоже отрезал от дорожки и запаял его на землю. Для питания двухцветных диодов как раз нужно 3 контакта, которые можно использовать в колодке вместо подсветки штатных светодиодов.
Проблема на тот момент была в том, что бы найти подходящие наконечники для проводов, которые заходят в штатный разъем блока кнопок. Поехал по разборкам, поискал подобные разъемы - не нашёл. Взял на авось первый попавшийся и покатил домой. Вынул из доставшейся нахаляву(спасибо добрым ЛКН с разборки) колодки провод с наконечником и попытался вставить его в колодку на блок кнопок сида - фиг. Контакт не заходит полностью и соответственно не достает до штекера на блоке кнопок. Дело уже было вечером, подумал что утро вечера мудренее и пошел домой. Погуглил и наткнулся на то, что некоторые разъемы разборные и на корпусе есть ключ, который надо отщелкнуть, что бы можно было вытянуть или вставить провода. Наутро глянул - и правда такой ключ имеется. Отщелкнул и провод с наконечником вошел полностью! Радости не было предела... Скинул сидушки, утащил домой, поставил элементы нагревательные, постирал обшивку заодно - сохла почти сутки... и потащил всё устанавливать. Радостный всё поставил, все панельки защелкнул, всё прикрутил, включаю зажигание - не работает. На одном сидении у индикатора не светит зелёный, оба подогрева включаются, но режим выбрать можно только интенсивный и они не включаются. Печаль. Разбираю все по новой. Достаю блок управления - а его же я залил силиконом.. начал всё отдирать - а он ни в какую. В общем кое как добрался до своей микросхемы, померил напряжение питания - 8 вольт, вместо положенных 5. Замерил на входах микросхемы - так же 8 вольт. ну думаю где-то видимо стабилизатор замкнул с чем-то. Вытащил из машины, утащил домой - оказалось отвалилась пара проводочков и творилось там черти что. Припаял все на место, утащил обратно в машину, а микросхема уже ведёт себя совсем неадекватно - спалил...
Решил всё делать без соплей, развести по новой плату, запаять всё как следует и по накатанной... В принципе, если попробовать всё повторить то не так уж и сложно... В интернете полно инфы по способам переноса изображения на текстолит. Я пользовался ЛУТом, т.к. фоторезсит у нас в городе весь просроченный...
Вот перенёс рисунок и протравил плату
Насверлил отверстий и стёр тонер
Залудил и напаял элементиков, перед этим запрограммировав МК с помощью программатора Громова.
С обратной стороны платы только стабилизатор напряжения и разъемы. Один для соединения блока кнопок с моим блоком управления, второй для соединения моего блока управления с блоком управления Емелей.
А вот так стал выглядеть блок Емели
Соединяем их вместе
Корпус мне уже стало лень делать, поэтому соединил их между собой двусторонним скотчем и притянул все это дело стяжкой к корпусу автомобиля...
И вот как получилось в итоге
А теперь почему не сработало автоматическое включение подогрева:
Управляющий канал реле подогрева одним концом сидит на земле, а вторым на проводе, на котором появляется +12 вольт при включенном зажигании.
Итак, во время заводки автомобиля сначала включается зажигание - блок управления подогревом включается и получает сигнал от микросхемы о том, что надо включиться. Но в то же время, либо после этого включается стартер, при этом либо напряжение с цепи зажигания снимается, либо напряжение сети просаживается(не стал разбираться в этом вопросе). После стартера опять включается зажигание и питание подается на блок управления Емели. В момент просадки напряжения или его скачка, блок управления думает, что где то искрение, либо обрыв нагревателей и отключает нагревательные элементы, при этом выдавая соответствующий сигнал своей индикацией. С похожей проблемой я столкнулся когда экспериментировал с этим добром дома. Когда включал одну пару нагревателей то всё работало нормально. Стоило подключить вторую, как тут же начинал мигать красный и зеленый светодиод у какой либо стороны, сигнализируя о искрении либо обрыве нагревателей. Оказалось, что дело было в разряженном аккумуляторе. При подключении второй пары нагревателей напряжение на аккумуляторе было 10 вольт. Стоило зарядить аккумулятор и все заработало как должно.
Подумал я, что можно было бы поставить конденсатор по питанию либо по управлению реле подогрева. Но на момент включения зажигания перед включением стартера они не успеют зарядиться. А после выключения зажигания разрядятся для питания реле подогрева.
Казалось бы, можно было бы сделать задержку подольше для автоматического включения подогрева. Но во время этой задержки кнопка никак не будет реагировать и, если будет производиться дистанционный запуск двигателя и первая попытка будет неудачной, то после второй удачной подогрев уже не включится. Поэтому поидее нужна ещё одна нога на микросхеме для того, что бы мониторить напряжение борт сети. Т.е. скажем при 13 с хвостиком вольтах(т.е. при заведенном двигателе) она подавала команду на включение подогрева. А лишних ног на микросхеме уже нет, соответственно нужна другая микросхема, новая плата, но уже честно говоря лень этим заниматься.
P.S. Если кому-то будет интересно, могу выложить файл SprintLayout разводки платы и проекты Proteus'а
P.S.S. Ах да, затраты... Подогрев Емеля УК-1 - 2000 руб., Блок кнопок 800 руб. + 300 руб доставка, рублей 300 потратил на микросхемки(использовал ATtiny13), и рублей 300 на элементную базу, текстолит и разъемы. Итого около 3500 рублей.