Встав пораньше, утром позавтракали и начали собираться. Договорились купить у знакомых родственников ялтинского лука на выезде из
Кацивели (
ялтинский лук красного цвета, вообще не горький – можно есть как яблоки, остерегайтесь подделок – на трассе его продают много, но истинный лук растет только в селе
Оползневое, где давным-давно было извержение вулкана и он растет на почве вулканического происхождения, если его посадить в другом месте, он вырастет, но будет как обычный лук горький). Купив лука, двинулись в
Ялту. По трассе много людей в форме (сегодня саммит), доехав к Ялте, сворачиваем по узким улочкам, интуитивно двигаясь к центру по набережной, будьте внимательнее – много одностороннего движения (мы ехали против шерсти, хорошо ДАИшники не попались), петляя, добрались до центра, где все стояло в огромной пробке, которую пытались разруливать регулировщики. Поняв, что нам не вариант попасть в силу саммита к набережной – мы приняли решение на этом ограничить наше пребывание в
Ялте, и направились на выезд. Трасса стала пошире, но и поток машин увеличился, на дороге много продавали лука и инжира. Вот мы добрались до
Гурзуфа (там расположен пионер лагерь
Артек), но ввиду отсутствия денег и времени решено было оставить знакомство с ним на следующую поездку … Итак едем далее:
между
Алуштой и
Судаком, В поселке
Малореченское (
Большая Алушта), на базе храма-маяка появился уникальный туристический объект —
музей катастроф. Музей посвящен всемирно известным катастрофам на водах. Залы музея стилизованы под затонувший корабль, здесь можно узнать о самых трагических катастрофах в истории мореплавания. На площади около 1000 кв. м. в 13-ти экспозиционных залах показаны самые крупные трагедии, произошедшие на водах мирового океана от крушения легендарного «Титаника» до гибели атомной подводной лодки «Курск».
Подробные экспозиции рассказывают о судах, затонувших в Черном и Азовском морях. Легендарный английский корабль «Принц», затонувший у берегов Балаклавы. По преданию на его борту были сокровища, которые до сих пор не найдены. Особое место занимает экспозиция, посвященная гибели теплохода «Армения» — самой большой катастрофы времен Великой Отечественной войны.
Стены и потолок украшают «обломки кораблекрушения». Места катастроф отмечены на карте мира. Помимо устной информации и документальных фото можно увидеть девять короткометражных видеороликов о гибели кораблей и подводных лодок, а также узнать о развитии водолазного дела. Одна из экспозиций рассказывает о самом разрушительном цунами, произошедшем в Индийском океане 5 лет назад, когда на берега Индонезии, Индии, Тайланда обрушились гигантские волны высотой больше 15 метров.
В залах музея собраны предметы, поднятые со дна моря в районе Большой Алушты, а также водолазное оборудование. Первый экспонат принесли дайверы-любители — якорь с британского корабля, затонувшего во время Крымской войны. А затем люди начали приносить рынды утонувших кораблей, списки жертв и другие ценности.
Храм-маяк возведен на высоком обрыве над морем, в память о погибших на водах путешественниках и мореплавателях. Освящен во славу Николая Мирликийского (Чудотворца), покровителя путешественников и моряков.
Остановившись, и изучив музей, пофоткавшись, едем далее. Во всех городах и за ними стихийные и организованные пляжи стоянки машин, городки маленькие, чем ближе к
Керчи – тем больше народа (по всей видимости, экономисты не желающие далеко углубляться в Украину), в
Феодосии, за городом есть развилка, на ней нет указателя на
Керчь, мы сначала немного промахнулись, пришлось разворачиваться (навигатор тоже не сработал, возможно, в силу ближайшей параллельности дорог), налево дорога сухопутная на
Джанкой и далее на
Таганрог можно уйти. Серпантины встречались все чаще, дорога петляла, но зрелище интересное и захватывающее, все виноградниках, виды потрясающие. После
Феодосии, на трассе увидели рекламу: конные прогулки, полёты на дельтаплане, прыжки с парашютом. Начиналась голая степь, далее до самой Керчи ничем не примечательная. Вверху, кажется в районе
Щёлкино, есть заброшенная, недостроенная атомная станция, в лихие 90-е там длительное время скрывалась бандитская группировка грабящая туристов, относительно недавно там проводился
Каzантип. Перед самой
Керчью на трассе встретились земляки, Тусан с нашим регионом, «поздаровкавшись» едем далее. Вот она Керчь – честно скажу, ожидал большего …. но в принципе в ней стоит побывать, хотя ради песни Ляписа Трубецкого –
Был в Керчи – вот и молчи! Хотя, если только катакомбы, где прятались партизаны и вели оборону города. Остановились в центре наменять гривен на переправу (последние резервы, причем напомню – мы не знали, сколько стоит паром). Время было обеденное, ближайший банк у дороги был закрыт на обед, пошли искать другой … У стадиона не было, там только цыгане и молдаване устроили на тротуаре стихийный рынок торгуя джинсами. Банк нашли через дорогу, там и поменяли, дойдя до машины, устремились на выезд. Почти на самом крае города, остановились в чебуречной, немного перекусить, затем устремились далее. Поток машин нарастал, мы понимали что все на паром. После
Керчи проехав небольшое расстояние, дорога перетекла в очередь из машин на паром. Стоя в очереди, мы начали утрамбовывать и перекладывать вещи практически на ходу, двигаясь в очереди. Тут же расположены предприимчивые Украинцы, занимающие очередь, и продающие затем в ней место поближе – из моего первого путешествия в страну, собирательный образ рядового украинца у меня сложился в виде Остапа Бендера. Вот и подошла наша очередь, таможенник, периодически выходящий из ворот, раздаёт номерки (кол-во авто-мест на пришедшем пароме), тем кому он их дал, проходят в здание справа, и оплачивают билеты на паром за машину и каждого человека в ней (внутри есть обменник валют, НО тетеньки в наше присутствие в нем не было – то ли обед, то ли туалет …). Женщина в окошке взяв паспорта и документы на машину, спросила какая длина машины (от этого зависит стоимость парома), я не знав наверняка, сказал что менее 4м (потому как свыше, уже почти двойная цена), но не тут то было, тетенька уверенно достала толстый талмут, и ткнула пальцем – 4.25 кажися … денег не хватало … обменик закрыт … что делать ?! Взяв отложенные последние гроши на заправку домой на уже нашей территории начали искать где поменять … Спасенье было рядом – на выходе женщина торговала газетами, и любезно поменяла (стоявшие рядом в очереди слыша, что не хватает буквально 15 грн, ни один не предложил помощь … удручающее…)
Итак, всему вопреки мы успели в свой заход все оформить и наша авантюра с переправой (в силу риска не хватки денег и невозврата по суше) увенчалась успехом, взяв билеты мы сели в машину и заехали внутрь таможни. Все естественно устремились в зеленый коридор, и мы в него уже не помещались, пришлось заезжать в красный, да и таможенник махнул туда жестом. Вот тут то и начался хаос и неразбериха. Таможенники принимали в шахматном порядке документы у людей (их было трое и они избирательно подходили к машинам, уходя в здание для оформления), на мой взгляд (мое мнение) те кто хотел быстрее уехать платили и их пропихивали вперед, таким вот образом мы пропустили 2 парома (он ходит кажется каждые полчаса). И о чудо спустя часа наверное 3-4 к нам подошли, спросив есть ли алкоголь и сигареты, осмотрев багажник, взяли доки. И вот мы устремляемся к пришедшему парому, народ начинает ломиться по бокам, без очереди, понимая что мы снова можем зависнуть на полчаса, пришлось «подхамить» москалям, устремившимся с задов вперед, перекрыв носом машины подступ к въезду. И вот чудо свершилось – мы въезжаем на паром (сразу совет – если вы впереди или с самого заду, не становитесь сбоку, даже если матрос туда укажет – там расположены двери на 2-й ярус парома для пешеходов, хоть они и открывая их расставляют машины с запасом, тем не менее народ постоянно туда шастает), нам мягко говоря не повезло, справа встал Кадилак Эскалэйд, в котором находились дедушка с бабушкой, которым блин нифига не сиделось в их комфортной машине, которым блин НУ ОЧЕНЬ хотелось посмотреть со второго яруса на море, ну так вот ЭТИ КОЛХОЗНИКИ краснодарские (не стройной наружности), как расхлебенили двери, я только и успел услышать громыханье по правому борту бедного Сида. Выйдя донести до них своё негодование, осмотрел бок – слава Богу без ущерба, дав совет садиться в машину с другой стороны, я сел в машину, охота смотреть на процесс переправки пропала ….
Вот мы пришвартовались, выезжаем – сразу два коридора, выходит группа таможенников – на нашей стороне осмотр намного серъёзнее – человек с овчаркой, человек как в МРЭО с палкой на конце которой зеркало (он смотрит под сиденьями и днищем), просят открыть все двери, багажник, капот, спрашивают есть ли алкоголь и сигареты, после этого слева в окошке отмечаете документы и выезжает на трассу – вот мы и на Родине! (да, забыл упомянуть – пассажиры проходят процедуру отдельно – в здании таможни, и выходят пешком к дороге затем).
Уже темнело, было около 21ч. (изначально планировали посмотреть
Тамань, и заночевать там, но наше финансовое положение внесло свои коррективы …), решили сразу ехать домой без остановок.
Пошли деревни с интересными названиями –
Батарейка, За Родину. Мошка облепляла машину, т.к. море было рядом. В районе
Темрюка тоже были виноградники и коньячный завод. Встретился грузовик с виноградом …
Заправившись до полного, устремились домой. Напарник уснул, дабы потом иметь возможность сменить меня. Я остался один на один с навигатором (он был в телефоне, закрепленный на фиксаторе на стекле). На развязках Гармин чётко предупреждал и вёл, но вот в районе Краснодара, я прохлопал поворот, и ушёл петлять по деревням в сторону
Тимашевска … Перед
Кущёвкой заправились, выпили кофе с булками, и рванули далее. Ближе к
Ростову на трассе начался смог, сперва думали туман. Выискывав на трассе арбузников – хотели взять домой по арбузу, так и не нашли, меня стало клонить в сон (я ехал с 8 утра с самого
Кацивели), решив не рисковать, передал руль напарнику (сеё действие делалось неохотно – по причине нужды – нет он хороший, опытный водитель, просто страховка у была только на меня). Я сразу отрубился – проснулся интутивно вскоре (минут через 40-50), увидев сразу взмах жезла … я сказал напарнику протронуть далее, мы быстренько поменялись. Подошедший гаец, взяв документы, спросил, видел ли я знак ? – на что естественно и честно (заметьте) я сказал что не видел, он попросил пройти с ним. В ихней машине, на ноутбуке мне показали фотографию с превышением скорости (по всей Ростовской трассе шел ремонт дороги кажется еще год назад, а временные знаки так и не убрали, а «эти товарищи» в курортный сезон сутками напролет колымят – будьте бдительны!), так вот – в нашем случае речь шла о лишении … я с просоня естественно не возрадовался. Прослушав как сложно будет удалить с компьютера этот материал, согласиться ли старший, нужен какой-то якобы юсби-ключ и прочую лабуду … короче далее сами знаете. И вот значит едем мы далее без единого грошика, а на топливном индикаторе полбака, удручённые тем обстоятельством, что наш не возврат все реальнее (но хотя бы уже легче решаем), я вспоминаю, что есть же чудо карта
Лукойл-скидки-бонус, на которой было, что-то вроде 250 или 300 руб./балов. На ближайшей заправке вливаем их, и продолжаем движение на экономичном режиме.
Перед
Морозовском, на горе, чуть снова не влетели – впереди мотоциклист еле едет, знаки ремонт, 60 км и обгон запрещен, долго едя за ним, подумываем об обгоне, и почти намереваемся сделать, как сработал радар – чуть впереди, слева на обочине стояла девятка – в ней камера, сзади двенашка уже начала нас обходить и … тоже поняла это, но было поздно. Мужик потом обогнав, остановился на обочине и куря думал, что делать …
Далее, особо ничего интересного не происходило – въехали в город часов в 9 утра, бензина осталось литров 7. На этом и окончилось наше путешествие …
Но обязательно поедем и не раз, о чем всем советую и призываю – нечего тратить деньги на всякие Турции и т.п., на просторах СНГ масса всего интересного, как говорит один мой знакомый – зачем мне заграница, я всей Родины еще не видел.
Не претендую на лавры писателя, т.к. не владею эпистолярным жанром в совершенстве, сеё повествование задумывалось лишь с одной целью – сподвигнуть людей на путешествие и упростить его. Призываю путешествовать всех семьями, с друзьями и т.д. – желательно на Сиде !!! Удачи Вам! Если, что – спрашивайте – чем смогу …. как говорится.
P.S.: на днях смотрел несколько документальных фильмов про Одессу (исторических и т.д.), прозвучала фраза: "если человек хоть раз побывал в Одессе, - он Одессит". Я пожалуй полностью соглашусь с этим высказыванием - Одесса становится словно второй Родиной, она манит как магнит, пробуждая желание посетить её вновь и вновь ....