Итак, начнём с обзора космоснимка данного участка Чуйской степи. На нём выделены отдельные части одного мегалитического комплекса у Кош-Агача.
Первое сооружение на нашем пути - это «керексур» или «херексур». Название «херексуры» происходит от монгольского хэргэс-уур — «Киргизское гнездо» или гэргэс-хуур — «Киргизская могила» По виду нашего керексура можно сделать предположение, что он был отреставрирован или сделан совсем недавно.
Керексуры – полусферические насыпи из камней, от которых разбегаются в разные стороны каменные лучи, упирающиеся в круглые каменные ограды. Вид у этих сооружений как будто космический.
Керексуры - один из наиболее ярких и загадочных видов археологических памятников Центральной Азии. Часть археологов считала их «Храмами Солнца». По своему внешнему виду сбоку керексур – это гора в миниатюре, а в плане сверху – круг с «лучами» = символ солнца. Возможно, с помощью керексур надежно фиксировали место восхода и захода солнца в дни солнцестояний и равноденствий. Другие исследователи связывали керексуры с погребальными памятниками. В нашем случае – этот керексур с жертвенником посередине круга является составной частью большого ритуального комплекса.
Чуть поодаль от керексура стоят два сухих дерева все обвязанных ленточками. Два дерева ничего не напоминает? Те, кто внимательно читал наш отчёт, наверняка вспомнили, что «два дерева» или «пара деревьев» переводится с алтайского языка как «Кош Агаш». Т.е. эти деревья символ того, что мы находимся на земле народа Кош-Агача.
Пройдя дальше, через 150 метров от керексура, мы подходим к каменной стеле.
В науке подобные стелы получили название «оленных (оленьих) камней», так как зачастую на поверхности глыбы было изображено именно это животное. Воспроизведение человеческого лица на камнях началось позднее в конце бронзового, начале железного веков.
До сих пор среди учёных не утихают жаркие дебаты в попытках решить вопрос о том, какую информацию несут в себе оленные камни. Остановлюсь лишь на некоторых из них, наиболее характерных:
1. Оленные камни являются, прежде всего, фигурами воинов, надмогильными изваяниями, но они могут служить и важными элементами культовых сооружений.
2. Оленные камни являются образами мирового столпа, мирового дерева, а также фаллоса.
3. Оленные камни это памятники, связанные с культом предков, олицетворение «оленя (позднее головы человека) – предка, солнца, тотема».
4. Оленные камни это стилизованные изваяния особо почитаемых древних воинов, вместилищем душ умерших.
В нашем случае перпендикулярно оленному камню также установлены вертикально две гнейсовые плиты. Возможно это парная гробница.
Подтверждением этому может служить тот факт, что в скифские времена на Алтае обычай парного захоронения мужчины и женщины приобрёл почти повсеместное явление. Парные погребения объясняют существующий обряд, по которому и в потустороннем мире, как и на земле, люди должны жить парами.
Отмечается также следующая интересная закономерность при установке камня. Широкая лицевая сторона ориентирована в восточном направлении – к восходу солнца, узкая левая грань – указывает на близлежащую гору Курайского хребта, а правая грань – на бескрайнюю Чуйскую степь.
Следующим и последним на нашем пути оказался объект, расположенный рядом с трассой. Это – куча из камней под названием обоо.
Мы уже рассказывали ранее о том, что это такое, такую же кучу, но больше, мы видели в Курайской степи.
Пора подвести итоги всему увиденному.
Центром всего этого комплекса, безусловно, является оленный камень с двумя могилами мужчины и женщины. Скорее всего, мужчина был выдающимся воином и предводителем, о чём свидетельствуют воинские атрибуты (в правой руке воин сжимает скифский боевой топорик-чекан).
Кроме этого, если учесть, что эти земли испокон веков принадлежали алтайцам-теленгитам, а Кош-Агач был основан именно теленгитами, то воин, покоящийся в гробнице, скорее всего, был их вождём. На это указывают и два символических дерева, обвязанных красочными лентами.
Оленный камень повёрнут строго на восток к восходу Солнца, туда же где расположен описанный нами ранее керексур. Солнце у древних скифов ассоциировалось с кругом, и было главным объектом их поклонения. Поэтому алтарь жертвоприношений Солнцу имел форму круга и сооружался на востоке. В данном случае керексур, не что иное, как храм Солнца, где совершались обряды жертвоприношений, а также другие ритуальные и поминальные обряды.
Обоо, в данном мегалитическом комплексе – это место поклонения местным духам, то есть хозяевам данной местности.
Координаты комплекса: N50.032955, E88.565211.
Примечание: не следует путать этот комплекс с другим более известным Тархатинским мегалитическим комплексом, расположенным по дороге на Джазатор в 20-ти километра от Кош-Агача. Туда нужен пропуск в погранзону.
Вот, пожалуй, и всё, идём к своей машине.
Виды конечно вокруг не устают поражать воображение. Где-то в степи уже вовсю льёт дождь, пора и нам уезжать отсюда побыстрее.
Проезжаем посёлок Ортолык:
Вот впереди показалась Красная Горка.
С описанной нами ранее стоянки на берегу Чуи у Красной Горки выезжают целые группы туристов на микроавтобусах. Это место пользуется популярностью
За Красной Горкой, не доезжая с километр до Чаган-Узуна, делаем ещё одну запланированную остановку у Чаган-Узунского источника.
Сам родник расположен в 20-ти метрах от Чуйского тракта на абсолютной высоте 1750 метров.
Выход воды вдоль крутого склона образует несколько ключей общей шириной 15 м. Основной бьющий ключ заключён в железную трубу.
Вода источника по своему составу гидрокарбонатно-сульфатно-кальциево-магниевая, маломинерализованная, представляющая лечебную ценность от глазных болезней. Об этом рассказывает легенда, написанная на большом плакате рядом с источником:
По преданиям старины охотник по имени Адучы ослеп, когда ему исполнилось 18 лет.
В новолуние по его просьбе, дети привели его к святому источнику ключу. Привязав ленточки-дьялама к веточкам деревьев выросших рядом с родником, Адучы погрузился в молитвы и благопожелания. В это время вдруг, вода из ключа превратилась в молоко, и стало бить фонтаном. Адучы умылся этой водой, и зрение к нему вернулось. С тех пор источник именуют «святым ключом».
Местные жители села Чаган-Узун и других селений используют воду для лечения глазных болезней. Правда это или нет, но мы на всякий случай умылись из родника и набрали воды в пустую пятилитровую бутылку.
Перед тем как ехать дальше делаем пару панорамных съёмок у родника. Река Чуя здесь ещё имеет равнинный характер. Вдалеке виднеется Красная Горка – своеобразные ворота в Чуйскую степь.
А это вид в другую сторону. Вдалеке можно разглядеть мост в Чаган-Узун.
Дальше мы едем по Чуйскому тракту обратно до нашей базы «Мёны», но… не останавливаемся там, а движемся дальше до Акташа и затем сворачиваем направо по указателю на Улаган на так называемый улаганский тракт.