День третий. 08.08.2012.Длина Артыбаш - Большой Яломан: 417.95 км.
Средняя скорость: 46.14 км/ч
Время в пути: 9 ч. 03 мин. 39 сек.
Дата начала: 09:52:49
Дата конца: 18:55:28
Время остановок: 2 ч. 38 мин. 59 сек.
Время движения: 6 ч. 25 мин. 40 сек.
Средняя скорость движения: 64.71 км/ч
Максимальная скорость: 122.98 км/чИтак, утром мы покидаем Телецкое озеро и двигаемся той же горной дорогой через Чою и Паспаул до столицы республики - Горно-Алтайска.
Длиннющий Горно-Алтайск проезжаем по главной центральной дороге - Коммунистическому проспекту, а затем поворачиваем практически на 150 градусов налево на улицу Энергетиков.
Выезжаем мы на федеральную трассу М-52 уже в селе Карлушка и таким образом минуем вечно забитую пробками и полицейскими село Майма. Можно конечно проезжать Горно-Алтайск и по указателям на М-52, но тогда получиться и по расстоянию и по времени немного больше и дольше.
Далее мы едем на юг по Чуйскому тракту по указателям на Ташанту. Сразу за деревней Карлушка начинается строящаяся автомагистраль. Ехать приходится в колонне машин. Тем не менее, алтайцы – молодцы! Строят отличные дороги и через год - другой здесь будет скоростная магистраль.
Стройка заканчивается через 10 км у отворота направо на старый подвесной деревянный мост через реку Катунь к озеру Ая. Почему старый мост, потому что буквально в четырёх километрах далее по Чуйскому тракту построили новый современный мост через Катунь. Я его буду называть Нижнекаячинский мост, т.к. перед ним стоит указатель на Нижнекаянчу. Многие ещё не знают о нём и едут по старинке через старый мост.
Озеро Ая – это культовое туристическое место и поэтому рассказывать о нём не имеет смысла, весь интернет забит рассказами о нём.
Мы же едем дальше, проезжаем мимо отворота на Нижнекаячинский мост и едем далее по Чуйскому тракту на юг.
Проезжаем сёла Черемшанка, Манжерок. В Манжерке затариваемся в магазине Мария-Ра продуктами. Пожалуй, это последний крупный магазин на нашем пути, дальше по трассе будут только мелкие продуктовые магазинчики и немногочисленные кафешки.
Спустя 4 км от Манжерка, проезжаем мимо правого отворота на туристический комплекс "Бирюзовая Катунь". Это ещё одно культовое место, которое пользуется огромной популярностью у туристов-матрасников. Сам туркомплекс расположен на противоположном (левом ор.) берегу Катуни и туда ведёт платный мост. Но можно проехать и совсем бесплатно: мало кто ещё знает, что если переехать Катунь на левый берег по Нижнекаячинскому мосту, то сразу за ним влево уходит построенная в 2012 году новенькая асфальтированная дорога до "Бирюзовой Катуни". Та дорога очень живописна, идёт вдоль красивых берегов Катуни и диких девственных лесов и заканчивается через 20 км на автостоянке у "Бирюзовой Катуни".
Но мы едем мимо отворота на "Бирюзовую Катунь" - нам матрасный отдых чужд
Продолжаем ехать по Чуйскому тракту М-52. Следует целая череда туристических посёлков, напичканных огромным количеством баз и отелей: Известковый, Усть-Муны, Барангол. Через 18 км от "Бирюзовой Катуни" видим указатель: направо - Ташанта, прямо - Чемал. Нам направо.
Если же поехать прямо на Чемал, то дальнейшее путешествие будет проходить по Чемальскому тракту, по которому мы путешествовали в 2009 году:
http://ceedclub.ru/forums/index.php/topic,19103.0.htmlИтак, мы поворачиваем направо, переезжаем по ещё одному новенькому мосту через реку Катунь и дальше двигаемся по Чуйскому тракту М-52 по указателям на Ташанту.
Трафик машин после Катунского моста стал совсем маленький ,т.к. основные раскрученные туристические объекты остались позади. Впереди нас ждут только дикие стоянки и не совсем дикие кемпинги. Именно отсюда начинается настоящий ГОРНЫЙ АЛТАЙ. Зашибись!!!
Чтобы дальше не запутаться, я буду вести километраж от поста ДПС (перед селом Майма) при въезде в республику Алтай , так будет проще ориентироваться в расстояниях.
Трасса проходит вдоль небольшой, но живописной речки Сема. По берегу много диких стоянок. На одной из них мы ночевали в 2009 году. Даже пытались рыбу ловить
Через 69 км от Маймы проезжаем деревню Камлак, затем районный центр Черга. В Черге будет отворот направо на Усть-Кан - это короткая дорога до Усть-Кана и Тюнгура. Она не асфальтирована полностью, но тем не менее отсыпана гравием, так что по ней проедет любая пузотёрка. Но нам туда не нужно и мы едем прямо.
Спустя 91 км от Маймы проезжаем небольшое село Барлак. Слева виднеется скала - это так называемая священная гора "Шаманский камень". Где-то в этом районе находятся труднодоступные и малоисследованные Барлакская и Кумжулинская пещеры ледникового происхождения. Чтобы добраться туда нужно специальное скальное и ледовое снаряжение.
Практически напротив "Шаманского камня" на трассе находится небольшая стоянка с кафе, а рядом вытекает родник Кара-Суу где можно набрать чистой воды.
Едем дальше. Отличная дорога петляет среди гор, повторяя изгибы реки Семы. Незаметно проезжаем село Мыюта, а через 114 км от Маймы въезжаем в крупное село Шебалино.
Шебалино - одно из немногих сёл, сохранившее русское название в Алтайской республике. Всё дело в том, что основали его в 1833 году бийские купцы как перевалочный пункт на Чуйском тракте. Название села происходит от фамилии купца Шебалина, который первый построил здесь свою заимку — несколько хижин, использовавшихся для складирования товара. Затем здесь же расположили свои склады другие купцы.
Благодаря возрастающей торговле русских купцов с Монголией и Китаем, Шебалино быстро разрасталось, в нём открылась церковно-приходская школа, была построена православная церковь Успения Пресвятой Богородицы (восстановлена в 1993 году).
В Шебалино расположены две крупные автозаправочные станции: "Роснефть" и "Ника". Если "Роснефть" довольно известный бренд, то о топливной компании "Ника" стоит сказать дополнительно несколько слов.
"Ника" - крупнейший поставщик нефтепродуктов на территории Алтайского края и республики Алтай. "Ника" практически везде на этой территории вытеснила других нефтяных магнатов (Лукойл, Газпромнефть, Роснефть). Хотя мы и привыкли везде заправляться бензином "Газпромнефти" здесь мы вынуждены были пользоваться услугами "Ники". Ничего плохого о ней сказать не могу. Качество бензина если и не идеальное, то по крайней мере не хуже чем у знаменитых брендов. Да, кстати, заправляли мы всегда только АИ-95.
Теперь немного о том, где по Чуйскому тракту М-52 расположены брендовые АЗС. Их не так уж и много
Начнём с Горно-Алтайска, а точнее с Маймы. Это будет у нас нулевой километр.
0 км село Майма. АЗС "Лукойл" и "Ника" - хорошее качество на обеих АЗС.
114 км село Шебалино. АЗС "Роснефть", АЗС "Ника" - хорошее качество бензина на обеих АЗС.
274 км село Иня. АЗС "Ника" - ужасная на вид заправка, как в довоенное время. Доверия не внушает, говорят, что были случаи плохого качества бензина.
357 км село Чибит. АЗС "Ника". В наличии только 92-ой бензин.
365 км село Акташ. АЗС "Ника". В наличии есть любой бензин. Качество нормальное (проверено лично).
Вот и ВСЁ!!! Дальше до границы с Монголией (503 км от Горно-Алтайска) больше хороших заправок нет! Есть, конечно, множество заправок местных "производителей", но о качестве бензина на них нам ничего не известно.
Но хватит о бензине, вернёмся к нашему путешествию.
После Шебалино дорога продолжает своё движение по долине реки Сема. Проезжаем мелкие сёла Кумалыр и Топучая. За селом Топучая начинается 9-ти километровый подъём на Семинский перевал.
Ничего особенного подъём из себя не представляет, довольно нудный: пологий и без резких поворотов. Единственное, что запомнилось при подъёме - это ремонтные работы, отсутствие асфальта и пыль столбом от проходящих машин.
Гораздо интереснее на вершине Семинского перевала. Здесь расположен большой сувенирный рынок, многочисленные кафе и магазины.
На фото: наша малышка СИД на Семинском перевале.
Высота Семинского перевала 1717 метров над уровнем моря (проверено лично по GPS). Это самый высокий перевал на Чуйском тракте М-52. Находится он на 150 км от Маймы.
Название "Семинский" переводится с монгольского как "себи" - "крепость". И действительно, до постройки современной, но однообразной и прямолинейной дороги, перевал был практически неприступным. Зимой — из-за непроходимых сугробов, надуваемых ветрами, летом из-за дождей, превращающих тропу в вязкое болото, в котором тонули даже лошади.
Теперь асфальтированная дорога проходит между вершин Сарлык и Тияхта, в месте соединения двух хребтов - Чергинского и Семинского. Здесь всегда ощутимо холоднее, чем внизу в долине рек, к тому же практически никогда не бывает ясной и безветренной погоды.
Направо от перевала идет асфальтированная дорога к УТЦ "Семинский перевал" — спортивной базе олимпийского резерва. Возле базы расположены две горнолыжные трассы, оснащённые подъемниками.
Налево от перевала уходит каменистая гравийка в направлении горы Сарлык — самой высокой точки Семинского хребта (2507 м). Проехать по ней на авто практически невозможно, но если не пожалеть времени, то можно совершить несложный пеший поход к горе Сарлык и к Туюкским озёрам — места там очень красивые и малопосещаемые.
Визитной карточкой Семинского перевала служит стела, установленная здесь в 1956 году в честь 200-летия добровольного присоединения Алтая к России, которая является излюбленным фоном для фотографирующихся на память туристов.
Мы тоже не преминули этим воспользоваться На заднем плане виднеется лысая вершина горы Сарлык (2507 м).
Спуск с Семинского перевала несколько длиннее - 11 км и более извилистый, но также не производит впечатления "покорения перевала". За перевалом дорога идёт по долине реки Урсул. Здания и строения всё больше приобретают настоящий алтайский вид.
Через 180 км от Маймы проезжаем развилку: прямо - Ташанта, направо - Усть-Кан. Эта дорога на Усть-Кан полностью асфальтирована до самого Тюнгура, откуда начинаются пешие и конные маршруты к высочайшей горе Алтая - Белухи.
На развилке стоит переделанный под закусочную пост ДПС и местная заправка.
Мы едем прямо - на Ташанту и через 3 км от развязки въезжаем в село Туэкта, а ещё через 6 км въезжаем в село Каракол, перед которым находится отворот на Бичикту Бом.
Если туда повернуть, то попадём в природный парк "Уч Энмек", где расположено самое большое собрание петроглифов в долине реки Каракол близ села Бичикту Бом. Сюда мы ещё вернёмся с более подробным рассказом, а пока что продолжаем движение прямо по Чуйскому тракту.
Проезжаем сёла Каракол, затем Курота и Шашикман и наконец, на 203 км от Маймы въезжаем в большое районное село Онгудай.
Онгудай расположен в межгорной котловине реки Урсул, практически в географическом центре Горного Алтая, на высоте 860 метров над уровнем моря. Благодаря своему местоположению здесь с давних времен располагались стоянки и поселения кочевых племён, а село образовалось аж в 1626 году.
Ещё один немаловажный факт, то что практически всегда на трассе у Онгудая дежурят наряды ДПС. Беспричинно не останавливают, но тем не менее проезжать это село надо очень аккуратно.
Через 9 км после выезда из Онгудая будет указатель "Янтарный сад" - налево. "Янтарный сад" - это база отдыха на берегу Урсула, находится в довольно живописном месте. Мы же едем прямо.
Далее через 3 км дорога круто поворачивает направо и уходит в сторону от долины реки Урсул. Вдалеке, слева, видна стройка новой дороги, так называемой "путинской", т.к. она ведёт к новому современному гостиничному комплексу "Алтайское подворье", вдоль живописнейшей и красивой долины реки Урсул, зажатой с обеих сторон отвесными скалами на протяжении почти 20-ти километров.
Не знаю как дальше, а в начале пути дорога гравийная и ещё не достроена.
Проехав около километра по ней, останавливаешься перед шлагбаумом и будкой с охраной, дальше никого не пускают. Поговаривают, что в конце этой дороги на берегу Катуни сам В.В.Путин строит свою дачу под названием "Алтайское подворье". Официально же звучит, что этот комплекс возводит ОАО "Газпром" и как будто, после окончания строительства, планирует пускать туда всех желающих. Так это или не так, нам выяснить не удалось, т.к. увидев охрану, мы повернули обратно.
Возвращаемся на Чуйский тракт и едем дальше на юг. Через километр проезжаем село Хабаровка за которым сразу начинается подъём на красивый перевал Чике-Таман.