предыдущая часть здесь:
http://ceedclub.ru/forums/index.php/topic,37514.0.htmlЧАСТЬ 4. БОЛГАРИЯВ Болгарии мы долго задерживаться не могли, т.к. на безвизовый транзит по территории страны, даже при наличии шенгена, даётся всего лишь 36 часов.
Поэтому наш маршрут должен выполнять два условия: первое – он должен быть максимально быстрым и коротким, а второе условие – он должен быть достаточно разнообразным, интересным и необычным.
Соединив эти два противоречащих друг другу условий, у нас получился необычный и редко посещаемый российскими туристами маршрут через исторические места и природные объекты Болгарии:
КПП "Дунай мост" – Русе – Бяла – Велико-Тырново – Дряново – Габрово – Шипка – Калофер – Баня – Труд – Пазарджик – Белово – Юндола – Якоруда – Разлог – Симитли – Сандански – КПП "Кулата".Основные данные. Болга́рия (болг. България)
Дата независимости: 22 сентября 1908 года
Курс валюты: 1 лев (100 стотинок) = 20,44 руб. (на 24.07.2011г.)
Время: Зимой отстаёт от московского на 2 часа (+2). Летом (с последнего воскресенья марта по последнее воскресенье октября) отстаёт от московского на 1 час.
Схема маршрута по Болгарии:
24 июля. По следам Великого Болгарского Царства.КПП "Дунав мост" (Дунай мост) – Русе (Русе) – Бяла (Бяла) – Велико Търново (Велико-Тырново) – Дряново (Дряново) – Габрово (Габрово), хотел «Балкан»
Длина: 156.0 км.
Время: 3 ч. 39 мин.
Дата начала: 16:14:00
Дата конца: 19:53:00
Въехав в Болгарию, мы наконец-то вздохнули с облегчением - снова можно читать и даже без труда понимать, о чём пишут и говорят, т.к. Болгария является Родиной славянского языка, прародительницей нашего современного русского языка.
Именно в Болгарском Царстве святые Кирилл и Мефодий создали в 862 году н.э. первый алфавит. Болгария стала центром славянской культуры и письменности. Староболгарский язык выступал в качестве первоосновы русского, сербского, словенского, хорватского языка и приобрёл значение как общий книжный славянский язык.
Поэтому, когда мы говорим, приезжая в Болгарию, что их язык похож на русский - это не правильно, правильно надо говорить - русский язык похож на болгарский
Итак, выехав с таможни, мы первым делом начинаем искать автозаправку, где продают болгарские виньетки. В Болгарии, как и в Румынии, все основные дороги платные.
На таможне нам посоветовали купить виньетку через несколько километров на АЗС «Shell». ОК, едем туда.
В Болгарии 3 основных автозаправочных монстра - это болгарский Petrol, российский ЛУКойл и британский Shell. На их долю приходится треть всех заправок в Болгарии. Остальные АЗС торгуют либо румынским бензином, либо венгерским, либо сербским.
Сразу за таможней проезжаем кольцевую развязку по указателям на Софию. Затем едем через большой и длинный город Русе.
Эти места издревле являлись стратегически важными, поэтому ещё в I в. н.э. римляне построили здесь крепость и порт Сексагинта Приста (способный принять до 60 кораблей). Крепость находилась на главной дороге из Белграда к дельте Дуная и Чёрному морю. Развалины этой крепости можно посетить и сейчас. Здесь сохранились надгробные камни и другие сооружения, есть интересные надписи.
Мы же продолжаем ехать по главной дороге на Софию до следующей невзрачной на вид заправки, но зато там есть виньетки, что, в общем-то, нам и нужно.
Если в Румынии виньетка выглядит как чек, то в Болгарии выдают в придачу к чеку ещё и наклейку, которую нужно приклеить на автомобиле с внутренней стороны лобового стекла в нижнем правом углу. Не забудьте, на виньетках, наверху есть белая пустая графа, туда надо вписать ручкой номер машины! Если номер сразу не вписать, то потом виньетку от стекла уже не отдерёшь!
Минимальная виньетка выдаётся на 7 дней, её стоимость 5 евро или 10 болгарских левов. У нас как всегда ни той, ни другой валюты нет, банковские карты как назло не принимают. Зато соглашаются взять румынские леи. Стоимость болгарской виньетки нам обошлась в 20 румынских лей.
Прилепив наклейку к стеклу и проложив в навигаторе новый маршрут, наконец-то, с чувством выполненного долга перед болгарскими сборщиками налогов, трогаемся в путь.
Выезжаем из города и едем по трассе №5 (Е-85) по указателям на Софию. Качество асфальта хорошее, дорога проходит по холмистой и лесной местности. Иногда деревья практически вплотную подступают к дороге и кажется, что едешь в зелёном туннеле.
Местность эта называется Дунайская равнина, простирающаяся вдоль Дуная от самых западных границ Болгарии до Чёрного моря. Иногда леса расступаются в стороны, давая обзор вокруг, но чаще всего, всё же, из-за деревьев ничего не видно, и ехать довольно скучно.
Поэтому, пока мы не спеша едем по равнинно-холмистой местности есть время на то, чтобы рассказать немного о том, что же это за такая страна - Болгария.
Болгары появились на территории Европы уже во II веке н.э., когда их земли в районе горы Гиндукуш (горная система, расположенная на границе современного Пакистана и Афганистана) завоевали монголы.
Придя в Европу, болгары почуяли слабость славянских народов - в их разобщённости и неорганизованности. Воспользовавшись этим и объединив славянские племена вокруг себя, территория европейских земель принадлежащих болгарам с тех пор неуклонно возрастала. К VII веку Болгарское государство уже занимало территорию всего северного побережья Чёрного моря, и нижнего течения Дуная.
В 680 году хан Аспарух с братьями стали расширять территорию Болгарского государства. Один брат перешёл Дунай, и пройдя на юг вышел к берегам Эгейского моря. Другая многочисленная группа болгар ушла на восток и север, дойдя до Волги и создав Волжскую Болгарию (современные Казань и Самара), третье войско ушло на запад и вышло к берегам Адриатического моря, а четвёртая группа болгар ушла на север Европы, завладев землями северной и центральной Италии.
В эти века государство достигло своего геополитического апогея и включало территории современной Болгарии, Румынии, Македонии, Сербии, Венгрии, Албании, часть континентальной Греции, юго-западную часть Украины и почти всю территорию европейской Турции.
В IX-X века наступает Золотой век болгарской культуры, начавшийся с создания славянской письменности.
В 1018 году Болгария была завоёвана Византией и прекратила своё существование почти на два века. В 1185-1187 годах восстание под предводительством братьев Асенов привело к освобождению страны от византийского правления и установлению Второго Болгарского Царства.
Второе Болгарское Царство существовало с 1187 по 1396 года, где новой столицей стал город Велико-Тырново. Максимального размаха Болгария достигает при царе Иване Асене в период 1218-1241 года, который контролировал практически весь Балканский полуостров. После смерти Ивана Асена государство стало ослабевать, сначала его разорили монголы, затем начались нескончаемые войны с Сербией и Венгрией, в результате которых пришлось отдать им часть земель.
А в 1353 году в Европу переправились турки, взявшие в 1362 году Пловдив, в 1382 - Софию, а в 1393 году, после трёхмесячной осады, столицу Болгарии – город Велико-Тырново. В 1396 году под натиском турок пал последний город на западе Болгарии. Второе Болгарское Царство прекратило своё существование.
Болгария стала провинцией Османской империи в течение долгих пяти веков - с 1396 по 1878 года. В государстве была создана строгая феодальная система для того, чтобы держать под строгим контролем эту территорию. В течение всего этого времени болгары оставались нацией, потерявшей свою независимость.
После поражения Османской империи в русско-турецкой войне 1877-1878 годах, Болгария была освобождена. В войне погибло 200 тысяч русских, финских и румынских солдат, а также болгарских ополченцев. Болгары до сих пор благодарны России за помощь. В память о русских солдатах было возведено более 400 памятников по всей стране!
Столицей нового Болгарского государства был выбран город София.
Воспользовавшись острым кризисом в Османской империи, болгарский князь Фердинанд I объявил себя царём 22 сентября 1908 года. Этот день и по сей день отмечают в Болгарии как день национальной независимости.
С этой даты начинается период Третьего Болгарского Царства.
С 1912 по 1913 года происходят сразу несколько Балканских войн с участием Болгарии, а затем началась Первая мировая война, в которой Болгария, из-за своих стремлений подчинить все славянские народы Македонии, Сербии и Греции, выступила на стороне Германии, оказавшись при этом изгоем - "предательницей славянства". Война закончилась поражением Германии и естественно Болгарии. Поражение стало настоящей национальной катастрофой для болгар. Болгария лишилась выхода к Эгейскому морю, а также части земель Македонии и Сербии. Кроме этого, вплоть до Второй мировой войны, государство постоянно терзали заговоры и военные перевороты.
В результате военной диктатуры в стране, Болгария вступает во Вторую мировую войну на стороне Германии и Италии. Но, несмотря на это никаких боёв на территории Болгарии никогда не было, т.к. войну СССР, Болгария так и не объявила и её войска не участвовали в военных операциях на Восточном фронте, а свою территорию Болгария разрешила использовать немецким войскам только под военные базы.
5 сентября 1944 года после капитуляции Румынии, СССР объявил войну Болгарии. Однако болгары оказали Красной Армии слабое сопротивление. Формальная война с СССР продлилась всего 4 дня. 9 сентября в результате мятежа, подготовленного военными коммунистами, прогерманское правительство было свергнуто, а новые власти объявили войну Германии. Болгарское Царство ещё сохранялось до конца 1946 года. Затем коммунисты объявили Болгарию республикой, а потом начался Социалистический период, длившийся до 1989 года.
Вот такая вот длинная и насыщенная событиями история Болгарии. Кому-то может показаться, что это лишнее в отчёте о путешествии, но мы придерживаемся другого мнения – прежде чем ехать в чужую страну, надо знать хотя бы немного её историю и национальные традиции.
Так за рассказами мы незаметно подъехали к городу Бяла. Перед городом дорога начинает петлять среди обрывистых белых скал, которые неожиданно обрываются и мы, не успев затормозить, пролетаем мимо перекрёстка, затем переезжаем мост через реку Янтра, проезжаем за мостом автобусную остановку, сворачиваем в первый же отворот направо и останавливаемся.
Вот досада, мы чуть не проскочили одну из главных достопримечательностей этого района под названием «Беленский мост» (болг.Беленски мост).
Возвращаемся пешком к автомобильному мосту, рядом с которым собственно и находится старый мост. Беленский Мост построен в 1865-1867 годах архитектором Николой Фичевым. Мост считается одним из выдающихся достижений болгарской архитектуры.
Мост – сводчатый, длиной 276 метров и шириной 9 метров. Арки украшены рельефными изображениями животных. При строительстве применялись местные материалы – гипс и известняк. В 1897 году мост пострадал от наводнения, в результате которого были уничтожены 8 центральных пролётов длиной 130 метров. Во время реконструкции 1922-1923 годов арки были укреплены железобетонными конструкциями.
В настоящее время рядом построен новый автомобильный мост, по которому мы собственно и проехали, а старый мост используется как пешеходный. Хотя при нас по нему проехала «шестёрка» с болгарскими номерами (видать из местных), так что при большом желании по мосту на свой страх и риск модно проехать и на автомобиле. Кстати, наших тольяттинских ВАЗов в Болгарии превеликое множество, так что увидев «шестёрку» мы даже не удивились, до того они нам уже успели примелькаться
Рядом с мостом на берегу реки стоит памятник архитектору Николе Фичеву больше известному как Колю Фичето. Однажды Колю Фичето лёг под построенный им мост во время испытания, дабы показать свою уверенность в его надёжности.
Выехав из Бялы подъезжаем к перекрёстку: направо – Плевен, София; прямо – Велико-Тырново, Стара-Загора. Мы едем прямо.
Далее следует череда деревень, проезжаем одну из них под названием Куцина и через 3,5км будет отворот направо к развалинам древнеримского города Никополис ад Иструм.
Никополис ад Иструм внесён в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Город был основан в 102 году римским императором Трояном. Во II веке Никополис ад Иструм был важным торговым центром. Городская толпа была пёстрой: здесь жили торговцы, ремесленники, состоятельные землевладельцы и бывшие воины, приехавшие из Египта, Сирии, Малой Азии и разных частей римской Империи. Площадь Никополиса составляла более 30 гектар.
Реконструкции здесь никогда не проводились, и сейчас развалины древнего города лежат в руинах и заросли травой. Тем не менее, можно прекрасно различить прямые и широкие улицы, осмотреть фрагменты домов из белого камня с животным и растительным орнаментами, а также многочисленных храмов.
Сохранились и каменные каналы местного акведука (водопровода). Он был построен по подобию аналогичных систем в римских городах и имел огромную по тем временам длину 27км. На левом берегу реки Мусинка напротив входа в город располагался бассейн, сложенный из камней. В его стене было два отверстия: через одно вода подавалась в трубы водопровода, а через второе в реку выливались излишки. Вода забиралась из пещер, которые находились неподалёку. В Никополисе ад Иструм отчеканили более 900 золотых монет, на которых изображались божества, крепостные стены, общественные и религиозные здания.
Расцвет города, длился около трёх с половиной столетий. В середине V века воинственное монгольское племя разрушило Никополис. В ранний византийский период за его стенами был построен новый город. В VI-VII веках этот город также был заброшен.
В 1900 году на этой территории стали проводиться первые раскопки. Спустя почти столетие ученые обнаружили римскую мраморную статую бога любви Эроса, бронзовый бюст императора Гордиана III (238-244), статую музы Клио, бронзовую статую богини Фортуны, а также величественную статую бога медицины Асклепия высотой с человеческий рост (1,83 м) и весом около 800 кг.
Далее мы проезжаем через большое село Самоводене с высокими двух и трёхэтажными домами, построенными в болгарском стиле Национального возрождения конца XIX века.
В конце села вдалеке виднеются белые скалы живописного Дервентского перевала на так называемой Тырновской возвышенности.
У подножия этих белых скал, на правом (ор.) берегу реки Янтра, располагается старинный женский Патриарший монастырь Святой Троицы (болг.Патриаршески манастир Света Троица), основанный в 1368 году. Для того чтобы попасть в монастырь на машине, нужно сначала доехать до Велико-Тырново и оттуда уже добираться до монастыря по горной, но заасфальтированной дороге.
Проехав от Самоводене 4 км по трассе №5 (Е85), встречаем на своём пути перекрёсток с отворотом направо на мужской Преображенский монастырь.
Преображенский монастырь (болг.Преображенски манастир) - один из самых известных монастырей в стране, расположен на левой (ор.) стороне реки Янтра у подножия скал, практически напротив уже упомянутого выше монастыря Святой Троицы.
Монастырь был основан в XI веке, но был разрушен во время турецкого завоевания Болгарии. Монастырь был восстановлен в XIX веке. В его строительстве участвовал известный мастер периода Возрождения – Колю Фичето. Внутренние и внешние стены храма расписаны известным болгарским художником периода Возрождения – Захарием Зографом. Он расписывал церковь три года. Ценными фресками являются «Рождество Богородично», «Успение Богородично», «Тайная вечеря». Рядом с образами Святых Кирилла и Мефодия, мастер изобразил и свой автопортрет. Сегодня все эти росписи – ценные памятники искусства эпохи Возрождения.
Но мы проезжаем мимо отворота в монастырь, спеша к нашей главной цели – Велико-Тырново. Перед въездом в город будет Y-образная развязка, задолго перед которой будет такой указатель: прямо – Стара-Загора, направо – Велико-Тырново.
Мы сворачиваем в центр города – направо. Проезжая всё время по главной узкой улочке, мы в конечном итоге выезжаем на центральную площадь под названием Царь Асен с бесплатной стоянкой для машин, откуда собственно и начинаются все туристические пешеходные маршруты в Царевец – «Царский город».