05.06.2011 воскресенье, день восьмой.
Уезжать из Рима, откровенно говоря, не хотелось. Пожить бы недельку, неспешно пошататься по его улицам, посетить музеи, подольше задержаться в магазинах.
НО, задерживаться было некогда.
Наскоро попив кофе, загрузили машину и, расплатившись за два дня проживания, в 10:00 двинулись на юг, в сторону Неаполя.
По дороге встречаются весьма футуристические конструкции.
Промзоны тоже на уровне.
Догнали Ceed с итальянскими номерами.
Вот так выглядит среднестатистический западноевропейский сидовод.
Через полтора часа вдалеке показался Везувий и погода начала портиться.
На съезде с автострады в будке для оплаты наличными обнаружился дяденька.
Оказалось, что южнее Рима кабинки платных дорог обитаемы.
Когда планировался маршрут, я наивно полагал, что зона раскопок древнего города найдется легко и задал в IGO POI «Antiquarium Nazionale».
Фигушки! В 12:30 под проливным дождем въехали в городок Боскореале.
Навигатор вел по узким улочкам с высокими заборами.
Как оказалось, местные жители не сильно любят туристов, поэтому часть проездов перегорожена бетонными клумбами. Жалко, что IGO об этом была не в курсе.
Опрос местного населения выдал противоречивые результаты. Народ показывал ровно в противоположные стороны
Только добравшись до этого самого «Antiquarium Nazionale» (который, кстати, расположен рядом с местным кладбищем
), выяснили, что это совсем не древний город Помпеи.
Музей построен рядом с раскопанной виллой (или скорее большой фермой в нашем понимании) villa di Publio Fannio Synistore.
Вилла была обнаружена в 1894г. и к 1900г. полностью раскопана. Большая часть фресок была демонтирована и отправлена в археологический музей Неаполя, парижский Лувр и музей Метрополитен в Нью-Йорке.
Внутрь этой раскопанной зоны не пускают. Можно посмотреть только сверху.
Вилла была построена в Iв. до н.э. и носит имя одного из последних владельцев.
Вход в расположенный рядом музей стоит 5,5евро с человека, заодно взяли билеты на однодневное посещение Помпей по 11евро.
В залах музея было тихо и безлюдно.
Он помимо хранения археологических находок, выполняет функцию краеведческого музея.
Но, конечно наиболее интересны предметы быта населения жившего в окрестностях Везувия в начале нашей эры.
Их стеклянные изделия выглядят вполне современно.
Сохранившиеся образцы тканей.
Предметы одежды. Иглы – заколки использовали для крепления кусков ткани.
Мельничные жернова.
Очень красивая глиняная посуда.
Макет «производственных помещений» расположенной под Везувием villa della Pisanella.
Можно посмотреть оригиналы фресок, обнаруженных в casa di Popidius Flurus.
Скажу откровенно, ВНУШАЕТ!
Останки собаки, найденной при раскопках в саду casa di Orfeo в Помпеях.
Свинья, обнаруженная во время раскопок в villa Regina.
Статуи и фрагменты фресок, найденных неподалеку.
Из музея есть вход в villa Reginella. Это единственная постройка, которая доступна для посещения туристов. К сожалению, в этот день она была закрыта
Завершив осмотр и сориентировавшись, быстро доехали до Помпей.
Современные Помпеи были основаны после строительства храма Богоматери Розария в Помпеях. Храм был освящен в 1891г.
Со стоянками в Помпеях проблем нет. Вдоль дорог стоят не только многочисленные указатели, но и зазывалы, обещая самые приятные цены.
Врут.
Заплатили 5 евро за место рядом с автобусами.
На более – менее внимательный осмотр достопримечательностей Помпей необходимо закладывать минимум день, поскольку город имеет довольно солидные размеры (приблизительно 1,0х0,6км) и не все улицы открыты для свободного прохода.
Наиболее правильным было бы забить координаты всех самых интересных достопримечательностей в GPS навигатор и оптимизировать маршрут.
Но, мы легких путей не искали, поэтому понадеялись взять карту на входе.
Два раза ха-ха!
Местные ребята сказали, что карта есть только на стенде:
Правда, после долгих уговоров, все-таки дали маленькую цветную копию.
Город был окружен по периметру стеной длиной 3220 м.
Достоверно известно о наличии семи ворот.
Наиболее правильно входить со стороны Porta Marina (Морские ворота). Мы же поперлись к дальнему проходу в Foro Triangolare (Треугольный форум).
Название получил из-за формы площадки, на которой был построен.
Вдоль южной стены, построенной в IIIв. до н.э., проложена аллея.
Предположительно она использовалась для занятия спортом.
Сейчас она обсажена вековыми соснами, которые создают атмосферу старины.
В центре (за деревьями) находятся остатки Храма дорического ордена, возведенного в середине VIв. до н.э., а справа дом, построенный помпейским судьей Numerius Trebius.
Через небольшой восстановленный проход можно попасть:
… в хорошо сохранившийся четырехугольный портик построенный во Iв. до н.э.
Он окружен 74 дорическими колоннами.
Первоначально он представлял собой площадь для встречи горожан.
После землетрясения 62г., комплекс был предположительно перестроен в казарму для гладиаторов. Во всяком случае при раскопках в его помещениях были обнаружены останки.
Из портика, по узкому проходу, можно подняться в Teatro Grande (Большой театр
)
В Помпеях было два театра: один меньших размеров, крытый, другой, бОльший, открытый, над которым при жаре крепили тент.
Большой театр был построен во IIв. до н.э. и мог вместить до 5тыс. зрителей.
Верхняя часть для зрителей «summa cavea» поддерживается крытым коридором, в то время как центральная и нижние части («media» и «ima covea») расположены на поверхности лавового склона. Места для наиболее важных зрителей «tribunalia» расположены над входами.
Двухэтажная сцена была украшена нишами, окаймленными колоннами. Через три двери актеры могли пройти в заднее помещение, которое вероятно было гримеркой. Оно, кстати, и сейчас используется в качестве раздевалки для администрации
Меньший по размерам Teatro Piccolo (Малый театр или Одеон), был построен в 80г. до н.э.
В нем почти полностью сохранилась оригинальная лестница, с двумя атлантами из туфа.
Помпеи возникли на горном лавовом склоне Везувия (это он вдалеке на заднем плане
) вероятнее всего в VIIв. до н.э.
В 424г. до н.э. город был захвачен самнитами, которые развернули в городе бурное строительство.
После окончания самнитских войн (343 – 290гг. до н. э.) Помпеи стали городом-союзником Рима с ограниченными правами, однако сохранив свою культурную независимость, магистратуру и язык.. Во время нашествия карфагенян во главе с Ганнибалом (247 – 183гг. до н. э.) город выступил на стороне Рима.
Когда города-союзники начали войну за расширение своих прав, Помпеи присоединились к ним, но в 89г. до н.э. были захвачены войсками Суллы (138 – 78гг. до н.э.) и стали римской колонией Colonia Venerea Pompeianorum Sillana. В городе были поселены римские военные ветераны, земли для которых реквизировали у наиболее активных противников Рима. Благодаря хорошему климату и плодородным почвам в округе, город бурно развивался.
Землетрясение 62г. поразившее провинцию Компания сильно повредило Помпеи. Большое количество зданий было разрушено.
Необходимо отметить, что землетрясения в этом районе и извержения Везувия случаются довольно регулярно. По результатам анализа отложений выделяют мощные извержения в LIX и XVIIвв. до н.э.
Однако к моменту расцвета Помпей вулкан представлял собой высокий холм покрытый виноградниками. Только плато на его вершине не использовалось для сельскохозяйственной деятельности. Именно на нем в 73г. до н.э. укрывались семьдесят гладиаторов во главе со Спартаком (около 109 - 71 гг. до н.э.) после побега из казарм Амфитеатра в Капуе.
Катастрофическое извержение Везувия, которое погребло Помпеи, случилось по официальной версии в 79 г.
Точная дата рассчитатна благодаря сохранившемуся письму будущего римского сенатора Плиния-младшего (Gaio Plinio Cecilio Secondo, 61 – 113гг.) своему сокурснику по scuola di Quintiliano и будущему историку Тациту (Publio (o Gaio) Cornelio Tacito, 55 – 120гг.):
«24-го августа около часа дня в стороне Везувия показалось облако необычайной величины… по своей форме оно напоминало дерево, именно сосну, ибо оно равномерно вытянулось вверх очень высоким стволом и затем расширилось на несколько ветвей… Спустя некоторое время на землю стал падать дождь из пепла и куски пемзы, обожженные и растрескавшиеся от жары; море сильно обмелело. Между тем из Везувия в некоторых местах вырывались широкие языки пламени и поднимался огромный столб огня, блеск и яркость которых увеличивались вследствие окружающей темноты».
Дядя автора письма, Плиний-старший (Gaius Plinius Secundus, 23 — 79гг.), отправился вместе с кораблями, возглавляемого им мезенского флота, через залив, спасать погибающее население окрестностей Везувия.
«Чем дальше подвигались суда, тем горячее и сильнее был дождь из пепла; сверху стали падать куски пемзы и чёрные камни, обожжённые и растрескавшиеся от жара, море сильно обмелело и, вследствие извержения горы, доступ к берегу стал очень затруднительным. Между тем из Везувия вырывались широкие языки пламени и поднялся огромный столб огня, блеск и яркость которого только увеличивались вследствие окружающей темноты. Когда Плиний-старший высадился на берег и зашёл к своему другу в дом, то двор, куда выходила дверь из дома, начал покрываться пеплом и пемзой настолько сильно, что дверь могла бы оказаться засыпанной. Обсудили, оставаться ли дома или выйти наружу, так как дом колебался от ужасных толчков и, казалось, вот-вот обрушится. Под открытым небом тоже было небезопасно, так как падали куски пемзы. Для защиты от падающих камней положили себе на головы подушки и привязали их платками. В это время, когда в других местах был ещё ясный день, здесь царила ночь, более тёмная и более зловещая, чем обыкновенно; многочисленные факелы и громадные языки пламени на Везувии не могли бороться с тьмой. Было решено отправиться на берег моря, но здесь было ещё ужаснее и страшнее. Угрожавшее им пламя и ужасный запах серы обратили некоторых в бегство и напугали моего дядю. Опираясь на двух слуг, он приподнялся, но тотчас снова упал навзничь. Я подозреваю, что густой дым задушил его…»
Количество падавшего пепла было так велико, что даже в нескольких километрах от Везувия «часто нужно было вставать и отряхивать пепел: иначе он засыпал бы человека и придавил бы его своей тяжестью; все предметы покрылись пеплом, как снегом». Потоки дождя, низвергнувшиеся из «соснообразного» облака, превратили пепел в жидкую грязь; она ручьями текла по склонам горы и образовала громадные массы туфа, который залил всю окрестность Везувия.
Считается, что были уничтожены города Ercolano (Геркуланум), Pompei, Oplontis (рядом с Торре Аннунциата), Stabia (рядом с Кастелламаре), а также фермы на склонах вулкана.
Большей части населения Помпей удалось покинуть город и укрыться в отдаленных селениях. По нынешним оценкам погибло около 2000ч, которые по разным причинам остались в Помпеях, останки которых впоследствии были обнаружены при раскопках.
Поскольку в письме прямо не называются ни Помпеи, ни Геркуланум, поклонники альтернативной истории считают, что эти города были разрушены значительно позже.
Очень интересную статью А. Чурилова на эту тему можно посмотреть здесь:
http://new.chronologia.org/volume6/pompei.htmlМне более правдоподобной кажется официальная версия.
После катастрофы склоны Везувия долгое время оставались незаселенными. Толщина слоя пепла достигала 6м, поэтому верхние этажи и крыши зданий находились на поверхности.
Местное население использовало в качестве источника строительного материала.
Первые попытки раскопок были предприняты при императоре Александре Севере (Alessandro Severo, 208 – 235гг.). Однако мощный слой пепла не позволил выполнить задуманное.
Последовавшие набеги на Италию варваров и падение Римской империи надолго отвлекли власти от судьбы Помпей.
В 1594 – 1600гг. при строительстве водовода для доставки воды из реки Сарно через Помпейский холм в г. Торре Аннунциата архитектор Доменико Фонтана (Domenico Fontana, 1543 – 1607гг.), который перед этим передвинул обелиск на площадь Св. Петра в Риме, обнаружил монеты и останки построек. Этот водовод долгое время использовался для обеспечения работы пороховых мельниц. Сейчас вход в него на территории Помпей закрыт.
Висит только вот такая табличка.
Мощное землетрясение 1631г. и последовавшее за ним извержение Везувия не позволило продолжать раскопки.
В 1738г. по приказу короля Неаполя, Сицилии и Испании Карла Бурбона (Carlo Sebastiano di Borbone, 1716 – 1788гг.) начались поиски экспонатов для Museo di Portici в Неаполе. В 1754 они приобрели систематический характер по поиску уже не отдельных ценностей, а фактически по исследованию инфраструктуры древних городов.
При нем Помпеи и Геркуланум стали фактически археологическим музеем под открытым небом.
На новый уровень раскопки вышли после того, как в 1863г. директором раскопок Помпеи был назначен Джузеппе Фиорелли (Giuseppe Fiorelli, 08.06.1823 – 28.01.1896гг.).
Именно он предложил заливать гипсовым раствором пустоты в пепле, чтобы получить слепки деревянных изделий интерьера, останков людей и животных.
Он основал школу археологии Помпей, а в 1875 опубликовал первое научное описание города.
В XXв. под руководством Amedeo Maiuri (07.01.1886 – 07.04.1963гг.) основная часть города была раскопана.
Остро встал вопрос о консервации зданий, и укреплении грунта.
Сегодня 44 из 66 гектаров городской территории являются видимыми.
Научная общественность придерживается точки зрения о приостановки раскопок на остальных 22 га, чтобы сохранить их до создания новых технологий сохранения нашего прошлого для будущих поколений.