Вернулся с Украины 12 августа, уезжал в нее в ночь на 23 июля. Звал попутчиков в клубе - так никто и не присоединился. Хорошо, выручил старый товарищ, однокурсник по военному училищу. Вместе с ним и пошли парой по М4 на Богучар. Как и практиковал в последнее время, выехал в 20.00 за МКАД. Жаль, что товарищ не поверил мне и заранее не вышел из дому, надеялся в пятницу из Реутова до М4 за МКАД добраться быстро – не вышло, почти 2 часа от назначенного времени старта потеряли. В итоге тронулись только в 22.00 от заправки ВР на М4, что сразу по выезду за МКАД с правой стороны. Перед выездом часто торчал на форуме и отслеживал все сообщения в темах про Украину, Крым и трассу М4. Написано было много чего как страшного, так и успокаивающего. В итоге практика многолетняя ночных выездов из столицы не подвела: не попали ни в одну пробку ни в Ельце, ни на объездной Воронежа, НИГДЕ. Ехали не более 110-120 км/ч и ровно в 07.30 мы были на заправке Роснефти в Кантемировке. Если не ошибаюсь, то от МКАД это было порядка 800 км. Можно было гнать и быстрее, но мы в отпуске и потому наслаждались свободным от работы временем, с товарищем фанаты вождения и время за рулем просто как отдых для нас. Да и потом с нами были малые дети, наших трое и у товарища девочка. Останавливались по пути только на объездной Задонска на Лукойле для заправки и небольшого перекуса. Время выезда было запланировано верно, не опоздай мой напарник, мы были бы на переходе ровно в 06.30. А так попали на пересменку на АЗС до 08.00, потом на смену наряда на таможенном переходе в Бугаевке с 08.00 до 09.00. Перед нами на переходе была всего одна машина и сзади нас рейсовый автобус на Луганск. В итоге товарищ границу прошел всего за 20 минут сразу после пересменки, ну, а нас традиционно, как едущих на автобусе (Гран Старекс в линейке Хюндай), запустили по большому кругу в красном коридоре. Заплатить пришлось всего один евро за въезд на Украину на автобусе, но при этом оббегать три окошка с непонятными названиями для проставления никому ненужных штампов в талоне. Вобщем, мы потеряли еще минут 40, но в итоге это оказалось не 5-6 часов, как ранее в Нехотеевке.
В сторону Марковки от границы дорога лучше не стала, равно как и потом на Старобельск и от него через Рубежное и Кременную на Славянск. В августе прошлого года покрытие было хорошим, похоже, что этой зимой дороги подразбили и не ремонтировали. Приношу свои извинения всем, кто ходил моими тропами в сторону Славянска, качество покрытия ухудшилось реально, сами ехали местами не быстрее 60 км/ч.
Теперь мне понятно, почему некоторые ребята сходу влетали в ямы, там и днем их видно, а вот в сумерках или тем паче ночью есть все шансы ошарашить подвеску по полной программе.
Вобщем, после границы до Славянска мы ехали не сильно поспешая и за 4 часа добрались до родственников. Товарищ передохнул часок, пообщались с ним о маршруте до Мелитополя и он поехал к друзьям туда. Мы же спокойно переночевали, отметили в воскресенье день рождения старшей дочери и в понедельник рано утром стартовали на Феодосию двумя автобусами двумя большими семьями, всего нас было 12 человек. Маршрут выбрали старый до Джанкоя: через Константиновку, Донецк по объездной, Волноваху, поворот на Володарское и далее мимо Мангуша, Бердянска на Мелитополь. Надо отметить, что дороги реально взялись ремонтировать в этом регионе. Разумеется, часть дорог осталась без изменений, это в основном участок от Славянска до Константиновки. В самой Константиновке новый асфальт уложен, а вот в сторону Донецка его не трогали пока, местами он уже подразбит. Объездная вокруг Донецка стала расхлябанной, даже год назад он была ровнее. Начали ремонт участка от Донецка в сторону Мариуполя, почти на всем протяжении укладывают новый асфальт по правой полосе от Донецка, из-за чего приходилось большую часть пути ехать по двухполосной дороге вместо четырех.
Дороги вдоль Азовского моря, к сожалению, лучше также не стали за прошедший год. Появилось много участков, на которых грузовики выдавили асфальт и он превратился в подобие крупной шагреневой кожи с грыжами и желваками и колеей, все это вперемежку с выбоинами. И если до Мариуполя ведутся ремонтные работы, то на этом отрезке до Мелитополя вряд ли что будут делать в ближайшие годы. Вобщем, местами мы крались не более 70 км/ч, там, где покрытие позволяло, ехали 110 км/ч.
Мелитополь обошли стороной и выехали за постом ДАI на М2. Елы-палы, как же и ее укатали за прошедший год! Мне показалось, что участки от Марковки до Славянска местами были лучше. Что приятно удивило, то по сравнению с прошлым годом на всем протяжении маршрута от Славянска до Феодосии мы не встретили ни одной машины ДАI, ни одной засады, просто на удивление. Заправляли своих коней уже в Джанкое на ОККО, что с правой стороны. Топлива у них разных видов полно, но что по качеству… Одной соляры было три разновидности, залились на всякий случай самой дорогой, если не изменяет память, то дороже 11 гривен за литр. Не скажу, что Старекс после этого полетел, как ехал до заправки, так поехал и после нее, что для меня уже неплохо. Качество дорожного покрытия на Феодосию вдоль северо-крымского канала нам тоже не понравилась: 125 км двухполосной провинциальной дороги, с теми же желваками и грыжами на асфальте, да поперечными трещинами, от которых остается впечатление, что едешь по шпалам железной дороги. В итоге, весь путь от Славянска до Феодосии длиной в 700 км ровно занял у нас со всеми остановками и перекусом порядка 9 часов.
В Феодосии приехали по адресу, что свояк через интернет выудил заранее. Каково же было наше разочарование, когда это оказался не коттедж, а обычный частный домик в районе Боинского переулка. Машины не поставить, комнаты для проживания без каких либо удобств, туалеты на улице и т.п. Решили пройти к морю, по уверению хозяйки дома это не более 10 минут, проверить правоту ее утверждения. Пошли все вместе с малыми детьми, в итоге шлепали по улице генерала Горбачева порядка 15 минут, вышли к морю и ошалели: почти по пляжу проложена ж/д ветка, все забито так, что ногу поставить некуда и к морю практически не подойти. Ну, тут наши вторые половины и вовсе носы опустили, такого провала никто не ожидал. Основная сложность в поиске жилища – это 12 человек и 2 микроавтобуса. Не буду описывать наши поиски, но в итоге они увенчались успехом, нашли приемлемый дом за 110 баксов в сутки, который на 8 дней был полностью в нашем распоряжении, при этом все было в нем: кондиционеры в каждой комнате, холодильник, отличная укомплектованная кухня, душ, санузел и т.п. Одна машина встала в гараж, вторая во внутреннем дворе, лучшего и не пожелаешь. Одно неудобство – до пляжа ежедневные прогулки по два раза в день туда и обратно как минимум по 20 минут, потому как улица Советская и так называемый «Белый бассейн» пусть и почти в центре города, но от моря далековато, зато тихо по вечерам, без этого ресторанно-барного шума и гама. Море было теплым, пляж песчаным, с утра с детьми ходили занимали места на пляже для всех, вода большей частью была чистой, за исключением нескольких дней, когда нанесло водорослей к берегу. Питались дома, готовили сами, благо малые дети в такую жару не сильно голодали, в основном покупали напитки и мороженое, фрукты ели каждый день. Часть продуктов взяли с собой из Славянска, так что по местным магазинам пришлось ходить всего раза два или три. Все испортила погода: поднялась температура и в воде активизировались всяческие гадские микробы и бактерии. Ведь не секрет, что весь Крым дерьмо, прошу пардона за выражение, скидывает в море. В Феодосии на пляже стоят как минимум 2 (две) КНС и выброс от них за 2 км в море. Видимо, вернулось частично назад и с ростом температуры воды началось: детям рот не заклеишь, из 7-х трое сразу подверглись рвотному нападению и диарее, на следующий день еще двое. Отдых в Крыму свернули и назад в Славянск. Обратный путь был тем же маршрутом, по времени доехали так же, потому как не спешили. Пока было все нормально с малышами, выбрали один день для поездки в Севастополь. Выехали рано утром на Симферополь, до Севастополя довольно быстро добрались. Как ни странно, в центре города нашли стоянку прямо на Б.Морской, пошли гулять на набережную, посмотрели генеральную репетицию ко Дню ВМФ РФ, сходили в Аквариум, потом прогулялись до Панорамы, дальше дети на жаре не выдержали, решили возвращаться. А чтобы получить более полное представление о Крыме, обратно пошли вдоль побережья на Ялту, с нее на Судак и на базу в Феодосию. Крымские серпантины впечатлили, особенно тот факт, что на них даже асфальт местами был лучше, чем на равнине. Но вот само побережье оставило противоречивые воспоминания: красиво, слов нет, но до чего же все не обустроено и загажено. Остановились в Форосе, думали искупаться. Спустились к морю, так к воде нормального подхода нет нигде, УЖАС.
Народу тьма, чуть ли не на плечах друг у друга сидят: кто шашлык жарит, кто тут же семечки и рыбу хряпает с пивом, кто курит и в карты играет, туалета цивильного нет, переодеться и то проблема, а расстелить покрывало или кинуть циновку просто невозможно. Притулились у какой-то бетонной стены, ребятишек переодели, сами просто не решились. Дети пошли ополоснуться. А мы стояли смотрели за ними. Да и купаться там негде, кругом одни валуны и камни, поросшие мохом, того гляди сорвешься и голову расколешь как орех кокосовый.
Вобщем, через 15 минут таких омовений, больше похожих на страдания и мучения, собрались и быстрей ходу оттуда, поднялись наверх, сели в машину и даже вспоминать эту клоаку не хотелось. Описывать дорогу от Фороса до Феодосии нет смысла – сплошной серпантин, для любителей покрутить рулем и поработать педалями самое то занятие. Пейзажи за окном в это время обалденные, ничего не скажешь. Итогом этой поездки послужил один вывод – в Крыму красиво, но грязно и необустроено, но все равно свой хороший чистый кусочек пляжа найти можно. Только вот времени на это может уйти много, лучше пользоваться советами тех, кто уже был в таких местах.
Из Украины уезжали 11 августа в ночь на 12. Обратно решили не идти битой дорогой на Марковку, а поехать через Харьков-Волчанск-Плетеневку-Шебекино-Белгород и далее по М2 на Тулу, потом на Рязань и далее на Гусь-Хрустальный. Ростовская трасса от Славянска на Харьков нам известна была давно, ездим по ней с 1996 года, лучше она не стала. Объездная в Харькове просто сразила наповал, ее сделали всю новую, во все стороны, по кругу. От Харькова на Волчанск и далее на Плетеневку покрытие дорог стало хуже, появились грыжи и выбоины, два года назад дорога была лучше, в этом году и времени потратить пришлось больше, потому как по кочкам и не разгонишься.
На границе на переходе простояли ровно час, традиционно большую часть из этого времени на украинской стороне, хотя и машин прибавилось: август месяц и пятница вечер.
От Белгорода до Тулы дорогу ремонтируют, но, похоже, закончат не ранее, чем к Новому Году. В Туле сделали неплохим выезд с Рязанского шоссе, что приятно удивило: дорогу расширили, уложили новое покрытие. Ну, а Новомосковск просто порадовал: два года назад крутились по нему по битым дорогам, теперь же только один разворот и далее по новой эстакаде на выезд, вот это было здорово! Большой ремонт ведется на трассе Москва-Астрахань. Когда выходили с объездной Михайлова, видно, что там строят новую развязку, да и саму дорогу на Рязань тоже ремонтируют и неплохо. На участке от Новомосковска до Михайлова только покрытие плохое, в выбоинах и трещинах, похоже, два года там ремонтников и не было вовсе. От Рязани до Гуся тоже никаких изменений в лучшую сторону нет: состояние дорожного полотна по сравнению с прошлым годом стало хуже. В итоге 1200 км от Славянска до Гуся-Хрустального мы преодолели за 19 часов, из которых час ушел на таможенный переход, полчаса на один отдых, минут 10 на заправки. Все остальное время на руление, будь дороги получше, время можно и сократить.
Подводя общий итог отдыха в Украине и в Крыму, однозначно можно сказать: все равно всем понравилось и все уже задумались над планами отдыха там же на следующий год. Поэтому стоит внимательно следить за темами про отдых в Крыму, обмениваться информацией и контактами сдающих жилье в частном секторе или в частных гостиницах и искать приемлемое место для отдыха большой семьи с малыми детьми.
Если у кого-то хватило терпения читать все это и вдруг он почерпнул из описанного полезное для себя, буду только рад.