Позанудствую чутка.
Вижу есть некоторая каша по амортизаторам.
Амортизатор это элемент подвески выполняющий фунцию демпфирования, т.е. рассеивания энергии за счет возникновения сил трения. Трение в амортизаторе - вязкое. Т.е. сила трения зависит только от скорости. Уж не знаю как вас убедить, но это аксиома.
Если посмотреть на формулу, то думаю, сразу видно что из чего вытекает:
b * x' = F
b-коэффициент демпфирования (его еще называют "жесткость")
x' - первая производная перемещения, т.е. скорость
F - собственно сила трения (или сила сопротивления )
Т.е. чем быстрее движется шток аммортизатора, тем сильнее он сопротивляется этому движению.
Аммотизатор "работает" только на скорости!
"Жесткость" аммортизатора определяется параметрами масла и конструктивными характеристиками аммортизатора. Причем основное значение имеют характеристики перепускного отверстия.
Что касается влияния "газа". Давайте отделим мух от котлет. Вязкость газа ничтожно мала по сравнению с вязкостью масла. Поэтому с точки зрения демпфирования один хрен есть там газ или нет.
В обычном "маслянном" аммортизаторе можно сделать такое маленькое перепускное отверстие, что он будет "жестче" чем "газовый".
Почему же обычно "газовые" аммортизаторы "жестче"? Все дело в потребительских свойствах.
"Газовые" аммортизаторы - это для скоростных авто. Шток там работает с высокой частотой, соответственно и масло ходит с высокой скоростью. Плюс в таких режимах рассеивается много энергии - растет температура.
В таких режимах возможно возникновение кавитационных (проще говоря типа закипания) процессов, которые в свою очередь приведут к изменению характеристик аммортизаторов. И чтобы этого избежать и используют газовый подпор.
А раз машина скоростная, то и аммортизаторы ей нужны более "жесткие", исходя из условий эксплуатации и потребительских свойств. И все. Это не более чем совпадение.
Конечно если речь идет об однотрубниках, то при больших ходах штока сжатие газового подпора может достичь такой величины что появится дополнительная сила сопротивления.
Но надо понимать что природа этой силы совсем другая. Это элемент упругости, и сила зависит от величины перемещения (сжатия)
Что касается влияния массы авто на аммортизаторы, если кому нибудь надо, я обьясню отдельно как нибудь.
--ошибки поправил..