Страницы: [1]   Вниз
Автор Тема: Поездка в Тулу, январь 2010  (Прочитано 5596 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
DrAVI
  • Full Member
  • ***
  • Автор темы

  • Russian Federation г. Москва

    ODO 0 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 214

  • Благодарности
    -Выданные: 0
    -Полученные: 68


Существует мнение, что рождественские каникулы придумали олигархи, а законодательно утвердили прочие думцы, чтобы нежиться в январские холода на всяких Гоа. А, дескать  народу попроще, остается только спиваться в своих хрущобах.
Не рискну  спорить с этим утверждением, какая-то сермяжная правда в этом есть.
Мы в эти новогодние праздники по разным причинам тоже не смогли покинуть границ преемницы великого и могучего, поэтому решили попробовать малобюджетный отдых. А именно:
- Празднование Нового года в тихом семейном кругу.
- Посещение кинотетатров с просмотром супермегафильма Автар 3D  и блокбастера «Шерлок Холмс».
- Поездка в соседнюю область с туристическо-познавательными целями.
О последнем событии здесь несколько подробней.
Было решено посетить город Тулу, которую я раньше посещал, только будучи пассажиром скорых поездов Крым-Кавказского направления. Обычно это была первая остановка после отправления с Курского вокзала. (Очень небольшое количество поездов останавливалась еще и в Серпухове).
Был предпринят поиск в интернете с целью выяснения графика работы тамошних музеев.
Положившись на информацию сайта www.tula.rudgorod.ru (будь он неладен):

 
выезд был назначен на 07:00 05.01.2010.
Пока некоторые настойчиво наводили красоту, мне оставалось только  заняться настоящим мужским занятием – прогреть машину. :D
Компьютер показывал -13C. Ну, в общем, не смертельно (GisMeteo обещал -18С):

 
Не спеша двинулись по праздничной Москве и достигли съезда на М2 с МКАД.
Все время мучил вопрос: куда все едут в такую рань? :)

 
GPS сообщала, что до Тулы 173км и прогнозировала прибытие в город-герой в 09:39:

 
На  прогнозы IGO-8 особого внимания не обращали. Нам надо было еще заскочить по пути в подмосковный районный центр захватить коллег.
Попили кофейку и в 9 утра тронулись. Обратили внимание, что на юге московской области значительно холоднее: :)


 
Дороги почищены, трафик не оживленный. Что еще надо для счастья?

 
Мост через реку Оку всегда производит впечатление.

 
Сама Ока широка…

 
Есть мнение, что за МКАД жизни нет. Готов поспорить. Жизнь с такими ценами на бензин - очень даже есть.


 
А вот дорог в Тульской области в цивилизованном понимании – точно нет.
Федеральная трасса в 100км от Москвы представляет собой бетонные плиты, уложенные почти в стык. Систематически приходится выходить из машины и проверять, не стали ли колеса квадратными.
С другой стороны радует, что в тульской области заботливо расставлены указатели на местные достопримечательности. Вдруг кто вздумает заехать :)

 
Вообще туляки – люди с хорошим чувством юмора. Например, к оборудованию помещения под кафе местные жители подошли изобретательно:

 
Центральная улица Тулы – проспект Ленина.
Полностью очищена. Три полосы, разметка просматривается.

 
Очень понравились местные водители (регион 71). Очень вежливые, при необходимости всегда пропустят, если пропускаешь сам – обязательно просигналят «спасибо». Даже на крутых джипах.
А вот маршрутки на разбитых газелях ведут себя, как мерины и всякие мазератти в Москве. Кидаются без поворотника из крайнего левого ряда к обочине и обратно. Встают колом там, где это им удобно, нагло оттирают в соседний ряд.
Иногда забавно наблюдать, у какого водителя маршрутки нервы крепче  :)

 
В общем, рулить приходиться внимательней, чем в центре Москвы.
Записан
n1tros
  • Hero Member
  • *****

  • Russian Federation 199 rus

    ODO 45000 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 547

  • Благодарности
    -Выданные: 8
    -Полученные: 14

0

Был в Туле на Рождество год назад, правда своим ходом. Есть куда сходить, что посмотреть. На окраинах дороги похожи на танковые полигоны. Местные бомбилы за 100-150 руб могут покатать по всей Туле. Мы пешком в -18 за день прошли более 35 км и посетили всё что можно, кроме Ясной Поляны. Понравились Некрополь, музей пряника, Кремль. В целом приятный город. Для туристских целей на машине можно уложиться в 1 день и двигать дальше.
Записан
Пройдены Углич, Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Чебоксары, Ростов Великий, Минск, Санкт-Петербург, Владимир, Суздаль, Вологда, Волгоград, Рязань, Коломна, Переславль-Залесский, Великий Новгород и тп.
DrAVI
  • Full Member
  • ***
  • Автор темы

  • Russian Federation г. Москва

    ODO 0 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 214

  • Благодарности
    -Выданные: 0
    -Полученные: 68

0

Продолжу.

Надо отметить, что мы редко посещаем больше двух музеев за день, поэтому  по предварительному плану предполагался осмотр в Туле музея оружия, картинной галереи и конечно покупка пряников.
Согласно http://ru.wikipedia.org/wiki/Тула, население Тулы составляет чуть менее 500тыс. человек (650тыс. человек с пригородами) и город занимает 36-е место в РФ по количеству жителей. Город большой и проехать его из конца- в конец через центр можно минут за 40.

Въехав в Тулу, двинулись  по  ул. Октябрьской переходящей у кремля в ул. Ленина.

 
В поисках тульского кремля главное отойти от стереотипов и не искать его на самом высоком месте в городе ;)
В отличии от большинства известных крепостей, он расположен в низине!
Связано это со своеобразной историей города.

Первое письменное упоминание о Туле относится к 1146г. в Никоновской летописи.
Сведений о захвате Тулы Батыем в 1237-38 гг не сохранилось (видимо из-за незначительности поселения в то время). Известно только, что эти земли сразу были включены в состав Золотой Орды. На протяжении последующих 150 лет Тулой владели татарские ханы.
После победы Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380г. начинается передел собственности. Тульские земли попадают последовательно под контроль Рязанских, Московских и Литовских князей (тех, кто активно делал политику  на Куликовом поле).
Город оказался на стыке интересов этих могущественных сил. И никто в нем не мог закрепиться надолго. Фактически в городе сложилась самостоятельная администрация, чем то похожая на Запорожскую сечь. И только в 1503 по завещанию последнего рязанского князя Федора Тула окончательно  входит в состав Москвы и становится ее южным форпостом на пути грозного противника – крымских ханов.
Тула лежала на старинной дороге Муравском шляхе - дороге из Крыма в Москву (помните фильм «Василий Иванович меняет профессию»?). Если посмотреть на карту, то можно заметить, что все русские колониальные города выстроены на шляхах или реках (Саратов или Городец, например), поскольку там уже было оседлое население (для обслуживания торгового пути), а при опасности крепость  сразу перекрывала путь супостату. Поэтому первой задачей московской власти стало строительство крепости. Официальной датой начала строительства деревянной крепости считается  1509 год, когда жителям Старого городища поступил приказ из Москвы - переселиться через реку и строить новый город из дерева. С 1514 по 1520г. внутри деревянных стен возводят каменную крепость.

 
Подробнее о тульском кремле можно почитать здесь:
http://www.allcastles.ru/russia/tulskij-kreml.html
Существует несколько версий, почему же крепость была построена в низине. Я считаю наиболее правдоподобной – московские чиновники не хотели разрушать укрепления Старого города до окончания строительства новой крепости, опасаясь в то же время не очень лояльного местного населения. Поэтому строить начали в болотистой низине на другой стороне реки.
После окончания строительства новой крепости  начинается очередной виток вооруженной борьбы. За сто лет крепость более десятка раз подвергался набегам супостата. И наибольшую известность в этом ратном деле сникали крымские ханы из рода http://ru.wikipedia.org/wiki/Гераи Гиреев:
1517 - Менгли-Гирей посылает войско в Литву, но царевич Бахадур самовольно поворачивает к Туле. Поход был неудачен. Тула выстояла.
1521 - огромный поход Мухаммед-Гирея. Обойдя Тулу, хан прорвался к Москве, и две недели терроризировал междуречье Оки и Волги. Взял в плен якобы 300 тысяч человек.
1527 - поход хана Ислам-Гирея, который дошел до Оки, но ушел без добычи.
1531 - Бурчак-царевич разрушил посад.
1537 – татары захватили и разграбили Тулу.
1541 - Сахиб-Гирей на все лето оккупирует Заочье.
1543 - Имин-Гирей грабит окрестный Белев, повздорившие друг с другом тульские воеводы решили ему не мешать.
1549 - под Тулой взят в плен руководитель татарского бандитского отряда  в 3 тысячи человек Алагат-князь, терроризировавший местное население.
1552 - Девлет-Гирей, чтобы отвлечь Ивана IV от четвертого похода на Казань (которую тогда тот наконец взял), в течении суток штурмует Тулу, ведет стрельбу из пушек, делает пролом в стене, но подоспевшие  царские  войска обращают татар в бегство
1555 - Девлет-Гирей идет к Туле, но, узнав, что там уже сидит Иван Грозный, уходит.
1559 - сын Девлета, Мехмет, прорвался с большим войском к Туле, отвлекая русские полки от Ливонского театра.
1571 - Девлет - Гирей,  зная, что основные силы русской армии находятся под Ревелем (Таллинном), сжигает тульские посады, обходит приокские укрепления с запада и, перейдя вброд Угру, подходит к Москве. 23 мая почти одновременно русские полки подошли к городу и заняли укрепления Кремля и Китай-города, а ордынцы разбили свой лагерь в Коломенском. Не надеясь овладеть Кремлем и Китай-городом, ханские войска, покидая Москву, спалили город,  угнав с собой много пленных и увезя награбленное.
1572 – Девлет-Гирей снова идет на  Москву. Обойдя Тулу и форсировав Оку у Серпухова, терпит поражение в битве при Молодях (ныне поселок в Чеховском районе Московской обл.), что положило конец татарской экспансии на Российские земли.
Но мира на тульскую землю не пришло.
Началось «смутное время».
1605 - Тулу  захватывает Дмитрий Самозванец и ожидает здесь падения Москвы.
1606 - в городе поднимает восстание против царя Василия Шуйского мелкое служилое дворянство.
1607 – Тулу захватывает войско под предводительством И. Болотникова. Царским войскам удалось освободить крепость, только построив полукилометровую плотину и перегородив реку. Вода поднялась и затопила кремль и острог. Люди вынуждены были спасаться на крышах. К этому времени в городе уже наступил голод и «тульские сидельцы» после четырехмесячной осады сдались.
С середины XVII в границы от Тулы отодвинулись далеко на  юг и значение города, как форпоста государства резко уменьшилась.

Ориентиром для поворота к тульскому кремлю является площадь с памятником … правильно, В. И. Ленину :)

 
Объехав вокруг, попадаем прямо к цитадели со стороны ул. Менделеевской:

 
Белое здание слева – это музей самоваров.

В 1673-1674 гг. прежний частокольный острог был частично заменен деревянными укреплениями.
Посадские деревянные укрепления Тулы постоянно обновлялись и меняли свой облик. Они просуществовали до 1741 г., когда были разобраны за ветхостью, а земляные валы срыты.
В 1784 г. по повелению императрицы Екатерины II  в Тульском кремле был произведен капитальный ремонт. К сожалению не ставилась цель сохранить первоначальный вид кремля, поэтому современный Тульский кремль сильно отличается от первоначального.
В 1821-1828 гг. проводились очередные ремонтные работы в кремле, а на башнях были установлены деревянные купола. Однако их не пощадило время и к 40-м годам XX века кремль находился на грани почти полного разрушения.
При советской власти  Тульский кремль был местом свалок, т.к. внутреннее пространство его не чистилось. На кремлевской территории находились сооружения стадиона «Зенит», оружейного завода с глухим забором, а юго-западная часть была занята под парниково-тепличное хозяйство этого же завода.

В 1948 г. Советом Министров СССР было принято решение, что Тульский кремль подлежит реставрации и к концу 1957 г. был закончен ремонт ворот, восстановлены зубцы на стенах.

Напротив крепости у Успенского кафедрального собора есть небольшая стояночка, которой мы воспользовались:

 
Меня можете на фото не искать. Я фотографировал :D.

На месте  собора в XVIII веке стояла каменная церковь при Успенском женском монастыре, основанном в 40-х годах XVII века. Позднее из-за ветхости её разобрали и в 1791—1792 годах построили новый храм, который в середине XIX века расширили и перестроили. В 1898 году храм Успения, находившийся на месте теперешнего Собора, разобрали для строительства нового двухэтажного храма. Строительство продолжалось 4 года.

На первом этаже размещены два алтаря: в честь Святой Марии Магдалины и во имя Великомученика Пантелеимона.

 
На втором этаже расположены три престола: во имя Успения Божией Матери, «Неопалимой Купины» и во имя Преподобного Александра Свирского. Там сейчас проводится ремонт.
В 1909 году собор был расписан внутри и частично снаружи. Росписи храма являются точными копиями работ В. Васнецова во Владимирском соборе.

В 1930-х годах собор пытались взорвать, но храм оказался очень прочным и выстоял. Тогда в нем разместили филиал Государственного архива. В конце 1980-х была произведена реконструкция здания. 8 сентября 2006 года собор был возвращён Епархии, а 24 января 2007 года престол нижнего храма осветил архиепископ Тульский и Белевский Алексий, и туда были перенесены мощи святого Иоанна Тульского:

Во время нашего посещения товарисч с треногой и вспышкой проводил какие-то съемки :)

 
Поставив свечки за успех путешествия и всем, кому положено, отправились дальше.

Рядом с кремлем в аллее был обнаружен бюст, очертания которого знакомы большинству жителей социалистического лагеря и некоторым зарубежным (преимущественно немецким) товарищам:

 
При ближайшем рассмотрении был узнан Карл Маркс. А бюст оказался подарком рабочих Свердловска тульскому пролетариату:

 
На нем, кстати, присутствует цитата основоположника:
«Революция есть невероятно сложный и мучительный процесс умиранья старого и рождения нового общественного строя».
Ну, классик – он классик и есть, хоть многие его и ругают.

Пройдя через калитку рядом с башней Одоевских ворот, обнаружили объявление следующего характера:

 
Ну, е-п-е-р-е-с-е-т-е!!!
Верните деньги!
Увольте сисадмина тульского городского сайта!
Почему мы не приехали на следующий день?!!

Перестав лить горькие слезы и проклинать неаккуратных работников Интернета, решили, что появился приехать в Тулу летом. :)

Оплачивать  20р. с рыла за возможность побродить по территории тульского кремля мы посчитали нецелесообразным. Тем более осматривать снаружи там особо и нечего, все прекрасно видно и от ворот:
 

Музей «Тульский кремль» был открыт в 1988 году после завершения первого этапа восстановительных работ. Сначала это был филиал краеведческого музея, а в 1999 году он стал самостоятельным музейным комплексом. На территории Тульского кремля расположены Свято-Успенский собор (18 век), Богоявленский собор (19 век), Торговые ряды (19 век), здание первой городской электростанции (1900). В Спасской башне на трех этажах размещаются временные экспозиции «Пыточная 17 века» и «Вооружение средневекового воина». В одной из башен размещается экспозиция об истории  Тульского края, в Никитской башне – временные выставки.

 
Посреди крепости расположен Успенский собор, построенный в 1762–1766 годах. В 1781 г. к западу от собора была возведена  четырехъярусная колокольня с высоким позолоченным шпилем и часами, которая, к сожалению сгорела и была разобрана в 1936.

Путеводители сообщают, что Успенский собор Тульского кремля знаменит своим богатым декоративным оформлением в стиле русского барокко. Внутреннее пространство храма представляет собой высокий просторный светлый зал с четырьмя столпами, несущими своды. Успенский собор известен своей уникальной внутренней стенной росписью, сохранившейся с  1765–1767 годов. Ярославские мастера живописи повторили в Туле настенные росписи ярославской церкви Святого Пророка Илии.

Искусствоведы  отмечают картины, составляющие два тематических комплекса стенной живописи храма: семь картин, изображающих Вселенские соборы; четыре картины на западной стене храма, иллюстрирующие  книгу «Песнь песней». Большую художественную ценность представляет деревянный резной золоченый шестиярусный иконостас, сделанный тульскими резчиками.

Заценить всего этого великолепия мы не смогли по причине закрытой на замок входной двери. :(

Второй собор - Богоявленский  был построен на территории Тульского кремля в 1855-1862 годах в честь победы русских воинов в Отечественной войне 1812 года. Первоначально здание собора представляло собой массивный куб, увенчанный пятью главами, с приделами во имя Святителя Николая и князя Александра Невского. После революции 1917 года собор был закрыт. Только в 1972 году городские власти передали здание Тульскому оружейному заводу. После реставрации, длившейся более 15 лет, в здании Богоявленского собора открылся Тульский государственный музей оружия.

Строительство торговых рядов началось вскоре после пожара 1834 года, во время которого сильно пострадал Тульский кремль. Сначала были построены 30 лавок и один деревянный корпус. Затем построили еще 18. Лавки были продуктовым, в основном для торговли мясом и рыбой. По постановлению городской Думы от 22 ноября 1863 года юго-западную часть торговых рядов «из-за захламленности» снесли, а северо-западная часть, в сильно измененном виде, дожила до наших дней.

22 ноября 1899 года Тульская городская Дума приняла решение построить на территории Тульского кремля первую в городе электростанцию. Такое расположение было принято благодаря наличию свободной территории в непосредственной близости от платежеспособных потребителей.
Строительство, которое проводила фирма «Сименс-Гальске» на средства городской управы, было закончено в 1900 году. Но электростанцию приняли в эксплуатацию лишь в декабре 1901 года.
Под ее обслуживание были приспособлены торговые ряды северо-западной части кремля. Электричество было проведено в 20 домах наиболее богатых туляков.

В 1911-1912 годах электростанцию перевели на трехфазный переменный ток, проложили первые кабели, построили первые трансформаторные подстанции, а дуговые фонари заменили на электрические лампы накаливания. До 1915 года на городской электростанции были установлены два водотрубных паровых котла и один дизель. И котлы, и дизель работали на нефти, которая подвозилась в бочках на лошадях с Ряжского вокзала и сливалась в общий бак. В 1915 году на городской электростанции были установлены купленные в Германии две паровые турбины с отоплением котлов местным углем. По решению правительства, в 1933 году электростанция на территории кремля была закрыта и реконструирована в подстанцию, а оборудование демонтировано и отправлено на остров Шпицберген. Вместе с оборудованием к новому месту выехала большая группа тульских энергетиков, которые на новом месте смонтировали и запустили турбины.
 
Не смотря на 20градусный мороз, в лавке на территории кремля вовсю торговали символами Тулы – пряниками:

 
Записан
DrAVI
  • Full Member
  • ***
  • Автор темы

  • Russian Federation г. Москва

    ODO 0 km

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 214

  • Благодарности
    -Выданные: 0
    -Полученные: 68

0

Затарившись этим великолепием, пошли в открытый по соседству музей другого символа Тулы – самовара.

Музей «Тульские самовары» - филиал музейного объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» был открыт в 1990 г. на улице Менделеевской в доме, построенном в 1910 - 1911 гг. по проекту архитектора В. Н. Сироткина.

Стоимость билетов не высокая:

 
Музей самоваров занимает два этажа.
Количество экспонатов довольно много, но по сравнению с музеем самоваров в г. Касимов выглядит бледновато.
На первом этаже представлены наиболее древние экземпляры.

 
 Самовар — водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубой и жаровней внутри (В. И. Даль).

Бытует мнение, что  самовар – это исконно русское изобретение (надо же нам чем-то гордиться), но на самом деле приборы по принципу работы самовара были известны ещё до нашей эры: в ёмкость, наполненную водой, бросали большой раскалённый камень, благодаря чему вода закипала.
В Европе в средние века были созданы подобные агрегаты, уже более совершенных конструкций. В Китае есть родственный самовару прибор, в котором тоже есть труба и поддувало.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся как лекарство среди знати. В Россию, вероятнее всего, первый аппарат для его приготовления привёз Петр I из Голландии. Именно в период царствования Петра начался промышленный подъём Урала, на котором возникает множество металлургических и медеплавильных заводов. На этих заводах осваиваются приёмы изготовления бытовой посуды из меди. В 30-ые годы XVIII века там начинают делать чайники с ручкой. Позднее уральские заводы принялись за выпуск казанов с трубами и винокуренных кубов с трубами. И, по всей вероятности, именно эти формы дали толчок для изготовления «сбитенников» - приборов для изготовления старинного русского напитка из мёда с пряностями. «Сбитенники» представляли собой чайник с внутренней трубой и поддувалом. Именно «сбитенники» дали начало русскому самовару.

 
Первый документ, в котором упоминается самовар, относится к 1746 году. Где и когда появился первый самовар с точностью пока не установлено. Но достоверно известно, что к концу XVIII века вполне сложилось устройство самовара, принципы работы которого остаются неизменными и по сей день.

 
Первые самовары отличались от современных собратьев. Они были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм.

 
Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские». Часто встречались дорожные самовары со съемными ножками, а также самовары-кухни для приготовления пищи в дорожных условиях.

 
В Туле первая из известных по архивным источникам самоварных фабрик была основана в 1778г. и принадлежала Назару Федоровичу Лисицыну. Еще его отец Федор Иванович, бывший оружейник, основал свое частное предприятие. В связи с растущим спросом на кухонную утварь заведение Ф.И. Лисицына, перейдя к его сыну Назару, стало специализироваться на выпуске самоваров.
Уже в первые два десятилетия XIX века число фабрик в Туле достигает 20. Самовары-бочонки, самовары-вазы в греческом стиле, самовары, напоминающие чаши-«кратеры» - именно такие самоварные формы выпускали фабрики Лисицыных, Уварова, братьев Сомовых, Ломовых, Черникова и других самоварных фабрикантов.

 
Самоварное производство в это время ведется вручную, инструментарий очень прост: верстаки, наковальни, гранные формы, молотки, напильники и т.п.

 
Изготовление самовара трудоемкий процесс, состоявший из двенадцати этапов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:

Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (в зависимости от формы и размера) и получал в среднем 60 копеек за штуку.

Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

Токарь - точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.

Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.

Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди -50- 63% и цинка -37-50%), томпак (сплав меди -85-90% и цинка -10-15%). Иногда самовары серебрили, золотили или делали из серебра и мельхиора (сплав меди -50- 60%, цинка -19-39% и никеля -13-18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных (из сплава меди -50-63% и цинка -37-50%). Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25-30 рублей штука, в зависимости от отделки. Но основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди.

Попутно на многих фабриках выпускают различные скобяные изделия: замки, дверные скобы, утюги, вафельницы, заслонки для печей и т.д.
Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.

Многие изделия тульских самоварных фабрикантов были отмечены наградами всевозможных выставок. В экспозиции представлены награды фабрики Н. И. Баташева, полученные на всемирных выставках в Париже (1889), Чикаго (1893), Лондоне (1909), памятные медали с выставок из Москвы(1882), нижнего Новгорода (1896), Тулы (1897).

 
Фабрика, основанная в 1825г. И. Г. Баташевым, была одной из самых известных в Туле. В 1850 г. она была удостоена высшей в России наградой - изображением государственного герба.

 
Самовары в Туле выпускали самых разных размеров и функционального назначения: от маленьких, на 1-4 стакана воды, «эгоистов» и «детских» самоварчиков до многоведерных трактирных.
Для удобства покупателей печатались специальные каталоги:

 
Тульские самовары продавались по всей России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.

Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.

При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей. Чем тяжелее самовар, тем дороже.

В стране складывалась культура по потреблению чая.
Тогда возникла пословица: «Чай  должен быть как поцелуй - горячий, крепкий, сладкий».
Пить его полагалось вприкуску. Сахар от больших сахарных  «голов» откалывая  специальными щипчиками.

 
Публика побогаче для чайных церемоний приобретала специальные чайные гарнитуры:

 
На втором этаже размещена экспозиция, охватывающая последнее столетие.

 
В последней четверти XIX века многие крупные фабрики устанавливают паровые и керосиновые двигатели. Процесс производства начинает совершенствоваться, количество самоварных форм увеличивается.

 

Число форм - и простых, для массовой продажи, и сложных, для штучных самоваров на заказ — достигает 165.

По ведомости оборудования и рабочей силы самоварной фабрики братьев Баташевых за 1883 год можно судить о размере производства: молотков -500; горнов -20; мехов -20; кобылин -300; тисков -250; подпилков -400; паровая машина - одна; ножниц -100; клещей -50; токарных станков -42; резцов -40; мастеров -125; подмастерьев -100; учеников -30; поденщиков -45. За год на фабрике было изготовлено 6000 штук самоваров на сумму 42 000 рублей.

 
Во второй половине XIX века Тула по производству самоваров занимает первое место в России. В 1890 году в губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек.

Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой, банкой. Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью и изяществом отличались самовары, предназначенные для массового потребителя. С 80-х годов  XIX века самовары стали покрываться никелем. Такие самовары, блестящие как зеркало, особенно полюбились покупателям.

 

С развитием самоварного производства  ручной труд постепенно заменяется механическими двигателями. В 80-е годы XIX века на крупных самоварных фабриках применяются нефтяные и паровые двигатели, осуществляется переход на штамповальное производство крышек, заглушек. Некоторые фабриканты пользовались услугами патронного завода, на котором имелись мощные прессы. К 1908 году четвертая часть всех тульских фабрик была оборудована механическими двигателями.

Братья Баташевы известны также своим рекламным ходом.
В 1909 во время остановки в Туле поезда императора Николая II на юг им было разрешено подарить пять миниатюрных самоваров детям царя.
В экспозиции также представлены мемориальные предметы-фотографии членов семьи, портрет А. С. Баташева - одного из братьев. Среди наиболее уникальных изделий фабрики 5 миниатюрных самоваров, подаренных г. от Баташевых детям

 
В конце XIX - начале XX века появляются новые типы самоваров - керосиновый, самовар «Паричко» и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды.

Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 году фабрика прусского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашел большой спрос там, где был дешев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.

 
Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. Так, фабрика наследников В. С. Баташева была передана в ведение Тулпатронзавода. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик с центром производства на бывшей фабрике Баташевых.
Одним из крупных предприятий, основанных на базе самоварной фабрики Шемариных, стала фабрика им. В. И. Ленина, самовары которой считались лучшими в Туле. Она выпускала самовары с 1922 по 1931 год. Однако большая часть самоваров выпускалась артелями. Так, в деревне Скороварово Алексинского района появилась артель «Быстрота», в деревне Федоровка Ленинского района – «Самоварщик», в Нижних Присадах – «Устав», в селе Хрущеве – «Тульский самовар». В Туле работали артели «Прогресс», «Наше будущее», «Красный пахарь». Самовары артели «Наше будущее» в 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке были удостоены Диплома первой степени за отличную выработку, доброкачественную сборку и лучший фасон. На самоварах, выпущенных этой артелью, можно было прочитать клеймо: «Самоварная фабрика 1-ой кооперативной артели, удостоенная диплома I степени»

После Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии тульского самоварного производства. В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Машиностроительный завод «Штамп» им. Б. Л. Ванникова, остался единственным заводом Тулы, выпускающего самовары.

В музее выставлены необычныеэкспонаты:
самовар 1949 г. к 70-летию И. В. Сталина
 
Самовар-выставка:

 
Самовар - наперсток

 
Самовары из лозы и бересты:

 
Самовары из сахара и карамели:

 
В фойе музея можно приобрести сувениры и раритетные самовары XIXв. По цене в пределах 15 000р.

 
Записан
Гена
  • Смотритель
  • Hero Member
  • *****

  • Papua New Guinea ксьлодоП



    ODO 138000 km

    Награды:
    Активное участие в развитии клуба. 2011
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5763

  • Благодарности
    -Выданные: 52
    -Полученные: 129

0

ну вот, в Тулу можно и не ехать))) шутка
музей оружия и ясная поляна ждут нас..
Записан
Страницы: [1]   Вверх

Чтобы прокомментировать данную тему, или создать новую зарегистрируйтесь или зайдите на форум под своей учетной записью.


 

Новые фотографии галереи. Добавь и свою!
СМОТРЕТЬ ЕЩЕ! :)...
     4   настроить
или быстрая регистрация и вход через ВК

Новые фотографии ↓
Вce новые фото →
Рейтинг автосервисов kia ↓
Каширка 39 (Москва) →  70 


FAVORIT MOTORS СЕВЕР (Москва) →  51 

АвтоГЕРМЕС (Москва) →  39 

МАРЬИНО АВТО (Москва) →  33 


Весь рейтинг сервисов kia →
Чтобы добавить свой отзыв о сервисе - зарегистрируйся


  Мобильная версия Контакты администрации
Реклама: